Снижение остроты зрения является распространенным нарушением здоровья среди школьников. В процессе обучения в школе распространенность нарушений зрения возрастает в 2-3 раза. По данным различных исследований, частота близорукости (миопии) у школьников 7-8 лет составляет 1-4,5%, а у выпускников школ достигает 20-25%. При этом в 6-8% случаев выявляется близорукость высокой степени, ведущая к выраженному нарушению зрения и резко ограничивающая возможности будущей профессиональной деятельности. Особенно неблагоприятна в связи с быстрым прогрессированием и частыми осложнениями близорукость, возникшая у ребенка до 10 лет.
Что же способствует развитию близорукости в младшем школьном возрасте?
- Наличие близорукости у родителей, особенно у обоих.
- Нарушения течения беременности и родов у матери, в особенности недоношенность ребенка.
- Наличие у ребенка заболеваний, связанных с нарушениями в системе соединительной ткани, в первую очередь сколиоза, плюс костопия, отставание в физическом развитии.
- Частые острые заболевания у ребенка и наличие хронических болезней, особенно хронического, часто обостряющегося тонзиллита.
- Малоподвижный образ жизни, ранняя склонность к неумеренному чтению.
- Привычка склонять голову к страницам тетради или книги.
Для предупреждения близорукости необходимо:
- При наличии в семье и у ближайших (кровных) родственников близорукости постоянно наблюдать ребенка у окулиста с самого раннего возраста.
- При появлении у ребенка хронических заболеваний необходимо проводить санацию очагов инфекций: удаление миндалин и аденоидов, лечение кариозных зубов, хронического тонзиллита и т.д.
- Проводить активную коррекцию плоскостопия, искривления позвоночника.
- Обеспечить достаточную, соответствующую возрасту двигательную активность ребенка: практиковать утреннюю зарядку (желательно выполнять вместе ребенком, т.к. детям нужен пример), пребывание на воздухе 2-3 часа в день, работы на садовом участке, занятия.
- Соблюдать гигиенические требования к организации рабочего места ребенка, правильно подобрав размеры стола и стула, обеспечив достаточный уровень освещения; контролировать правильность позы во время чтения, письма, рисования. Не в коем случае нельзя разрешать ребенку читать лежа, в транспорте. В транспорте постоянно возникают толчки, в связи с чем нарушается приспособление глаза к чтению книги, меняется рекомендуемое расстояние между глазом и текстом. Кроме того, освещение в вагоне, как правило, недостаточное. Отсутствие комфорта для зрения ведет к утомлению глаз, снижению остроты зрения, развитию сначала ложной, связанной со спазмом внутренних мышц глаза, а затем и истинной близорукости.
- Ограничивать просмотр телепередач. Допустимая продолжительность просмотра для детей младшего школьного возраста – 1 час, среднего – 1,5 часа, старшие школьники могут смотреть телевизор до 2 часов. Более продолжительный одномоментный просмотр у большинства школьников взывает неблагоприятные изменения в состоянии организма, в том числе в органе зрения. Чем младше школьник, тем раньше наступают эти изменения. После 2-3 часов отдыха они проходят, но если ребенок каждый вечер проводит у экрана телевизора, накапливается и переходит в переутомление, на основе которого могут возникнуть нарушения здоровья. Рекомендуется смотреть телевизор не чаще 2-3 раз в неделю, особенно младшим школьникам. Не следует ребенку смотреть телевизор сразу после окончания занятий в школе или после приготовления домашних заданий, чтения книги, т.к. нагрузка будет падать на те же самые анализаторы, те же самые участки головного мозга, которые были заняты предыдущей работой, что будет способствовать нарастанию утомления. Не очень хорошо для детей смотреть телевизор в день посещения театра, концерта, кино. Нельзя, чтобы ребенок смотрел целый день телевизор во время болезни. Смотреть телевизор нужно с расстояния не ближе 1,5-2 м от черно-белого телевизора и 2-3 м от цветного. Сидеть дальше 5-5,5 м от телевизора не рекомендуется. Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего человека или чуть ниже. Комната должна быть освещена верхним светом или настольной лампой, торшером и т.п., не находящимися в поле зрения и не отражающимися на экране телевизора. Днем телевизор следует смотреть в незатемненной комнате и лишь в солнечные дни закрывать окна легкими шторами, т.к. яркий солнечный свет, попадая на экран, значительно уменьшает контрастность изображения, ухудшает видимость, что создает дополнительное зрительное напряжение. Если школьник носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть, чтобы не было излишнего напряжения зрения.
- Приучите детей через каждые 30-40 минут занятий 10 минут отдыхать; тем же, кто страдает близорукостью, 5-10-минутные перерывы необходимы через 20-25 минут работы, а при высокой близорукости (более 6 диоптрий) – после 10-15 минут работы не менее 10 минут отдыха. В эти перерывы обязательно выйти из-за стола, проделать 4-5 простых упражнений: несколько потягиваний, наклонов туловища вперед, назад, в стороны, потанцевать. Хорошо бы это делать при открытой форточке. Для расслабления мышц глаза, ведающих аккомодацией, полезно перевести взор от книги на дальние предметы за окном (деревья, небо, дом и т. д.) Такое упражнение способствует снятию зрительного и общего утомления. Наиболее физиологичным отдыхом для глаз является беспредметный взгляд вдаль. Это одна из причин необходимости обязательного включения в режим дня школьников любого возраста пребывание на свежем воздухе.
- Обеспечьте ребенку правильное питание. Установлено, что при близорукости в организме человека снижена усвояемость кальция, обнаруживается недостаток витамина Д, Р, аскорбиновой кислоты (витамин С), железа, меди, алюминия, кремния. Очень важна обеспеченность организма витамином А, который иногда называют «витамином для зрения».
Витамины А и Д содержатся в таких продуктах, как печень, сельдь, желток яиц, сливочное масло. Витамин Р в больших количествах содержится в тех же продуктах, которые богаты и витамином С: в шиповнике, красном сладком перце, черной смородине. Так, суточная доза для ребенка витамина Р – 10-25 мг, а в 100 г черноплодной рябины его содержится 5500 мг, т. е. 10 г сока перекроют суточную потребность в 2-2,5 раза.
В пищевой рацион ребенка необходимо включать морковь, чернику, творог, курагу, грецкие орехи, витаминные кисели или компоты. Как правильно приготовить витаминный компот? Ягоды отжать, сок отставить, а что осталось – сварить, процедить, положить по вкусу сахар, остудить и добавить отжатый сок. Непосредственно для правильного функционирования органа зрения в рацион надо вводить достаточное количество овощей и фруктов, особенно ярко окрашенных в красный и оранжевый цвета (в них содержится провитамин А). В осенний период хорошо в течение 2 недель через день давать ребенку от 50 до 100 г морковного сока в зависимости от возраста, желательно после приема пищи, содержащей жиры растительного или животного происхождения. Зимой можно повторить этот курс, чередуя прием морковного сока с отваром шиповника. Весной это могут быть отвар шиповника и сок цитрусовых (если у ребенка нет аллергии).
- Используйте возможности специфической профилактики близорукости, в частности упражнения для тренировки мышц зрительного анализатора.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ И БЛИЗОРУКОСТИ
Для учащихся 1-3-х классов
- И. П. — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке стола, — выдох. Повторить 5-б раз.
- И. П. — сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 4 раза.
- И. П. — сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
- И. П. — сидя, смотреть прямо перед собой на предметы за окном 2-3 сек., поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 5-б раз.
- И. П. — сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
Для учащихся 4-11-х классов
- Упражнение № 2 для младших школьников выполнять 5-6 раз.
- Упражнение № З повторить 5-6 раз.
- И.П. — сидя, поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5-б раз.
- Упражнение № 5 для младших школьников повторить 4-5 раз.
- И. П. — сидя, смотреть прямо перед собой на предмет за окном 2-З сек., перевести взор на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
- И. П. — сидя, закрыть веки. В течение З сек. массировать их кончиками указательных пальцев.
Очень полезны для глаз упражнения «метка на стекле». Ребенок становится у окна на расстоянии 30-35 см от оконного стекла. На этом стекле на уровне его глаз прикрепляется кружочек белой непрозрачной бумаги диаметром 3-5 мм (как конфетти). Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, он намечает какой-либо предмет (балкон, окно дома, дерево и т. д.), затем поочередно переводит взор то на метку на стекле, то на этот предмет. Время рассматривания должно быть минимальным. В первые дни число переключений взгляда должно быть не более 8-10 в течение 30 сек. При систематическом выполнении упражнений частота переключений постепенно доводится до 25-30, но при этом общая продолжительность упражнений должна составлять не более 1-1,5 мин. При однообразной работе (письмо, чтение) такие упражнения целесообразно повторять через каждые 20-25 мин. Такие упражнения рекомендуются всем школьникам, но особенно среднего и старшего школьного возраста, у которых увеличивается учебная, а значит, и зрительная нагрузка.
Помните, что особое значение в профилактике близорукости у детей имеет психологический микроклимат в семье. Ребенок чутко реагирует на нервозность родителей, Грубый окрик, несправедливое отношение к нему. В подобных ситуациях повышается тонус так называемой гладкой мускулатуры внутренней мышцы глаза, что способствует возникновению ложной близорукости, которая при наличии предрасполагающих факторов переходит в истинную. Если у ребенка снижено зрение, проконтролируйте, чтобы в классе он сидел за первой партой (независимо от роста ребенка), в первом ряду от окна.