11 августа 1973 (47 лет назад) по первому каналу Центрального телевидения начался показ первого советского сериала. В основе фильма лежал сюжет одного из романов популярного писателя Юлиана Семёнова – автора многочисленных книг о приключениях советского разведчика Исаева, работавшего в разведке фашистской Германии под именем Макса Отто фон Штирлица. Фильм настолько захватил зрителей, что во время его трансляции пустели улицы.
Интересные факты о сериале
1.«17 мгновений» мгновенно обрел такую популярность, что его повторный показ состоялся через три с половиной месяца после премьеры фильма на ТВ. Съемки начались в марте 1971 года с экспедиции в ГДР. Там нужно было снять все натурные эпизоды Штирлица в Берлине и убийство разведчиком гестаповского провокатора Клауса. Однако съемки эпизода с убийством чуть было не сорвались – Льва Дурова, исполнителя роли Клауса, не выпустили за границу. Дело в том, что для получения разрешения на выезд за рубеж нужно было пройти через фильтр выездной комиссии. Каждому претенденту на отъезд комиссия задавала вопросы. Дурова спросили, как выглядит советский флаг и тот описал им «Веселого Роджера», вызвав настоящую истерику у членов жюри. Затем актеру велели назвать столицы союзных республик и Дуров, не моргнув глазом, перечислил русские города, не имеющие никакого отношения к столицам. Выпускать за границу его категорически отказались с формулировкой «за плохое поведение». Поэтому убийство Клауса пришлось снимать в подмосковном лесу. А самого Тихонова едва не арестовали за то, что он отправился из гостиницы на съемочную площадку в форме штандартенфюрера СС – недалеко ведь, чего время терять. Жители Берлина сочли актера приверженцем фашизма и уже собирались сдать его в полицию. Но на шум прибежали члены съемочной группы и отбили Тихонова у рассерженной толпы.
2. К исторической достоверности создатели фильма подходили очень серьезно. Ни одного костюма не было сшито без утверждения консультанта – полковника Брауна, служившего в свое время в разведке. Обращали внимание на все – от погон до малюсеньких значков и петлиц. Костюмы шили мастера из генеральских ателье, сумев одеть актеров по-военному безупречно. Когда же статистов одели в немецкую форму от советских портных, сами немцы были потрясены. Несмотря на то, что фильм черно-белый, мундиры эсэсовцев в ателье Минобороны сделали цветными, с золочением и плетеными шнурами. Кстати, для Штирлица привезли сто белых рубашек – стирать было негде, да и некому, ведь костюмера с собой не взяли из экономии. Сорочки шили по всей стране, и в результате Штирлиц выглядел на экране безупречно.
3. Когда Штирлиц рисовал картинки или раскладывал фигурки из спичек, на самом деле на экране появлялись не его руки, а кисти ассистента художника Феликса Ростоцкого. Все дело в том, что на левой руке у Вячеслава Тихонова красуется синяя наколка – СЛАВА. К слову, Феликс Ростоцкий еще и писал телеграмму за героя Евгения Евстигнеева – у актера был уж очень скверный почерк.
4. Фидель Кастро, глава дружественно настроенной Кубы, в течение нескольких дней недоумевал, почему на каждом вечернем заседании правительства он не досчитывается нескольких ключевых министров. Однажды Фиделю шепнули, что ответственные товарищи сбегают домой, как школьники. А все для того, чтобы посмотреть очередную серию «17 мгновений». Кастро поступил как настоящий правитель: потребовал привезти ему копию кинофильма о советском разведчике и устроил коллективный просмотр для всех членов правительства. Все 12 серий показали за один сеанс, который длился почти 14 часов.
5. Внимательные зрители наверняка отметили характерное движение головы Мюллера – он время от времени как-то нелепо дергать шеей. Татьяна Лиознова (режиссер) была в восхищении от умения Броневого одним жестом подчеркнуть раздраженное состояние шефа гестапо. А оказалось, что все дело было в узком воротничке рубашки. Актеру было неудобно, он все время дергался. Но выглядело движение настолько выразительно, что его решили оставить – так у Мюллера появился нервный тик.
6. Исторический фильм невозможно снять достоверно, не привлекая грамотных консультантов. «17 мгновений весны» исключением не был – к работе над фильмом привлекли офицеров с Лубянки. Однако Юрий Андропов, который на тот момент был председателем КГБ, попросил убрать из титров фамилии консультантов, ведь все они были действующими офицерами разведки.
7. Изначально в планах режиссера было показать не только жену Штирлица, но и их маленького сына, которого разведчик еще не видел. Однако после проведения кинопроб Татьяна Лиознова поняла, что ребенок слишком рассеивает эмоциональный накал сцены, отвлекая внимание на себя. От идеи с сыном Штирлица пришлось отказаться. А вот на роль ребенка радистки Кэт пришлось искать одного младенца за другим – съемки длились слишком долго и младенец, взятый в кино первым, успел вырасти. Так что попробовать себя в качестве актеров сумели шестеро малышей. К слову, рожала Кэт в настоящей немецкой клинике Шарите. И режиссеру не пришлось идти на хитрости, выдавая один город за другой, как это было при съемке других эпизодов.
К
75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. нашим читателям было
предложено к прочтению множество книг по данной теме. Мы советуем не только посмотреть
фильм «17 мгновений весны», но и прочитать одноименный роман Юлиана Семёнова. Романтика долга и служения своей
стране вопреки всему личному, мужественность, ум и честь главного героя — советского
разведчика Максима Исаева, работающего в Берлине во время Второй мировой войны
под псевдонимом Штирлиц, придают этому произведению пафос, который неподвластен
времени.