«Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя» — это строчки одного из самых известных стихотворений русского поэта Юрия Давидовича Левитанского. Строки его произведений знают и любят, хоть не всегда могут вспомнить фамилию автора. От его стихов веет грустью, житейской мудростью и красотой, они ломают все правила и каноны. Они об одиночестве, о дружбе, поиске себя в этом многогранном мире, о том, насколько быстротечна наша жизнь.
Детство и юность
Родился Юрий Левитанский 22 января 1922 года в небольшом украинском городке Козелец Черниговской губернии. После рождения сына родители переехали в Киев, а спустя некоторое время в город Сталино (Донецк). Профессия отца Юрия – Давида Левитанского, шахтер, и по этой причине они и поселились в шахтерском крае.
В этом же городе Юрий пошел в первый класс, окончил школу в 1938 году, а после получения аттестата поступил в Московский институт философии, литературы и истории (ИФЛИ). На тот момент Юрий Левитанский уже писал стихи. Все в биографии будущего поэта складывалось отлично, как вдруг грянула война. Юрий не остался в стороне, ушел воевать добровольцем. Позже он вспоминал, что его однокурсники, пришедшие вместе с ним в военкомат, были убеждены, что быстро разгромят врага, и первого сентября снова вернутся к учебному процессу в родном вузе.
Для Левитанского война окончилась только через шесть лет, так как после победы, которая застала молодого человека в Праге, его часть передислоцировали в Монголию. Левитанский был награжден многочисленными боевыми наградами, в том числе, медалью «За боевые заслуги» и орденом Красного Знамени.
После демобилизации из армии Юрий приехал к родителям в Иркутск. Левитанский работал в местном театре оперетты и отвечал за его литературную часть. К концу 40-х годов поэт выпустил свой дебютный сборник стихов, в 50-е годы Юрий на протяжении двух лет Левитанский учился на литературных курсах. Для этого он переехал в Москву.
Творчество
В стихах поэта Левитанского практически нет места войне, хоть он сам прошел ее от начала до конца. За исключением только одного, которое Левитанский назвал «Ну и что с того, что я там был». Стихи очень мелодичные, поэтому не удивительно, что многие из них легли на музыку. Самым известным подтверждением этого стало стихотворение Левитанского «Диалог у новогодней елки», из кинофильма «Москва слезам не верит».
— Что происходит на свете? — А просто зима.
— Просто зима, полагаете вы? — Полагаю.
Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю
в ваши уснувшие ранней порою дома.
— Что же за всем этим будет? — А будет январь.
— Будет январь, вы считаете? — Да, я считаю.
Я ведь давно эту белую книгу читаю,
этот, с картинками вьюги, старинный букварь.
— Чем же все это окончится? — Будет апрель.
— Будет апрель, вы уверены? — Да, я уверен.
Я уже слышал, и слух этот мною проверен,
будто бы в роще сегодня звенела свирель.
— Что же из этого следует? — Следует жить,
шить сарафаны и легкие платья из ситца.
— Вы полагаете, все это будет носиться?
— Я полагаю, что все это следует шить.
— Следует шить, ибо сколько вьюге ни кружить,
недолговечны ее кабала и опала.
— Так разрешите же в честь новогоднего бала
руку на танец, сударыня, вам предложить!
— Месяц — серебряный шар со свечою внутри,
и карнавальные маски — по кругу, по кругу!
— Вальс начинается. Дайте ж, сударыня, руку,
и — раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три!..
Сам поэт не восторгался тем фактом, что его стихи становятся песнями, ему хотелось, чтобы строчки его поэзий откладывались в памяти читателя в том виде, в котором они написаны, а не после того, как их пропоют.
Большая часть произведений поэта о быстротечности жизни и любви («Давно ли покупали календарь»). Волнует его и нравственный выбор человека («Каждый выбирает для себя»). В «Кинематографе» Юрий Давидович проводит параллель между жизнью человека и черно-белым кино, только автор сценария сам Всевышний.
Кроме лирики Левитанский занимался и переводами стихов из языков Средней Азии и Восточной Европы, они вышли отдельными сборниками. Писал Юрий и пародии на произведения отечественных поэтов, они вышли целыми книгами.
Личная жизнь
Ррядом с Юрием всегда царила какая-то особая атмосфера, привлекающая женщин и детей. Левитанский имел приятную внешность, все говорили, что в юности он был очень похож на Лермонтова. Невероятная харизма поэта притягивала к нему людей, как магнит. И только трем женщинам удалось завоевать его любовь и сыграть в его личной жизни большую роль.
Первый раз Юрий женился на девушке по имени Марина после войны, когда приехал в Иркутск. После того, как поэт переехал в столицу, супруги расстались.
Второй брак Левитанский заключил с Валентиной Скориной, которая на то время училась в Литературном институте. Юрию было уже сорок. В этом браке родились три дочери поэта – Екатерина, Анна и Ольга. Из бывшего «повесы» Левитанского получился невероятный отец. Он обожал своих девочек, возился с малышками с утра до самого вечера. Литературное творчество отошло на второй план, поэт занимался им по ночам.
Когда дочери стали совсем взрослыми, Юрий Левитанский внезапно снова влюбился. Его избранницей стала Ирина Машковская, по возрасту годившаяся ему даже не в дочери, а скорее, во внучки. Теперь его жизнь была похожа на чистый лист, при разводе он оставил жене и дочерям все имущество, остался без квартиры, дачи, библиотеки. В этом союзе не было детей, но Левитанский наконец-то обрел настоящее счастье, неиссякаемый источник творческого вдохновения.
Смерть
Он прошел всю войну, не раз видел смерть, до которой было всего «четыре шага», и умер 25 января 1996 года, через три дня после своего дня рождения.
У Левитанского было слабое сердце, еще в 1990-м доктора сказали, что ему нужна операция. С помощью русскоязычных поэтов-эмигрантов Иосифа Бродского и Владимира Максимова удалось собрать нужную сумму денег для оперативного вмешательства. Левитанский отправился в Германию. Операция была успешной, реабилитационный период протекал без осложнений, и Юрий параллельно с литературным творчеством живо занялся политикой. Ему очень хотелось многое изменить в стране, не для себя, а уже для детей и внуков страны-победителя.
Во время совещания столичного правительства в январе 1996-го осуждались вопросы борьбы с чеченскими сепаратистами и об отношении к этой борьбе российской интеллигенции. Медики категорически запрещали Левитанскому принимать участие в подобных мероприятиях, но он проигнорировал их запрет и прибыл на совещание. Юрий Давидович умер мгновенно, причина – инфаркт. Местом упокоения Левитанского стало Ваганьковское кладбище столицы. В день погребения поэта скончался еще один выдающийся литератор – Иосиф Бродский.
В Донецке, на доме, в котором в свое время жил Юрий Левитанский с родителями, 25 сентября 2013 года установили мемориальную доску.