Слобода Дымково города Кирова прославила Вятскую землю на всю Россию удивительно красивым и самобытным народным промыслом. В этой местности издавна находились богатые залежи качественной красной глины и песка, которые местные мастера применяли для изготовления игрушки. Некоторые историки склоняются к версии о том, что слободу Дымково основали выходцы из Великого Устюга. Поскольку земли у новых поселенцев не было, они занимались разными ремеслами.
В позапрошлом веке в Дымковской слободе жили и творили от 30 до 50-ти семей игрушечников. Годами, веками складывались семейные династии промысла, представленные Пенкиными, Никулиными, Кошкиными и многими другими известными фамилиями. Каждая династия строго следовала своим традиционным особенностям ремесла. Игрушки различались по форме, пропорциям, цветовой гамме и орнаменту. В эти времена Дымковcкая игрушка представляла собой отдельные фигурки, изображавшие животных, людей, птиц, а также разнообразные свистульки. Все они несли в себе древние образы человеческих представлений об окружающем мире.
С началом двадцатого столетия существование дымковского промысла было поставлено под угрозу. Объемы изготовления рукотворной игрушки стремительно убывали. Промысел уже «не кормил», как некогда раньше, и многие потомственные мастера попросту прекращали заниматься этим ремеслом, ища занятий более прибыльных.
Глиняные игрушки уходили в прошлое, становясь достоянием истории. Многие игрушечники начали подрабатывать раскраской гипсовых изделий, и лишь мастерица Мезрина Анна Афанасьевна (1853-1938) по старинке создавала свои глиняные творения. Она стала той единственной связеобразующей нитью между прошлым и настоящим, настоящим и будущим дымковского ремесла. А вятский художник Алексей Иванович Деньшин (1893-1948) с пятнадцати лет настолько увлекся творчеством малообразованных мастериц, что впоследствии сумел разглядеть в их произведениях истинное искусство. Деньшин постоянно зарисовывал дымковские игрушки и изучал технологию процесса изготовления. Творчество А. А. Мезриной стало для него объектом особой любви.
Сегодня дымковская игрушка является своеобразной визитной карточкой Кировской области. Немногие знают, что знаменитая игрушка является одним из самых древних вятских промыслов, которому уже более четырёхсот лет! Уникальность этой удивительной игрушки состоит в том, что каждое изделие уникально и неповторимо, начиная с процесса лепки и заканчивая росписью натуральным сусальным золотом.
Особенности лепки Дымковской игрушки
Для лепки изделия мастерица использует синтетические кисточки, стеки, карандаш, ластик, емкость для воды, влажную и сухую салфетки, губку, деревянную дощечку, гуашь или темперу, клей ПВА, белую водоэмульсионную краску и золотую фольгу. Глина считается хорошо подготовленной, если она не пристает к рукам и к рабочему инструменту. Сначала мастерицы лепят отдельные части создаваемых фигур, затем собирают в целую фигуру, используя при этом жидкую глину в качестве связующего материала. Затем мастерицы сглаживают следы лепки и придают изделию ровную поверхность. По окончанию просушки и обжига Дымковской игрушки, ее покрывали темперными белилами.
В прежние времена Дымковскую игрушку расписывали темперными красками, которые замешивали на яйце с квасом, а для росписи использовали вместо кистей деревянные палочки и перья. По окончанию росписи игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам яркость, а самой игрушке нарядный блеск. Уже в то время, для росписи Дымковской игрушки мастерицы использовали обширную цветовую гамму: красный, желтый, синий, зеленый и алый цвета. Орнамент самой росписи носил в основном геометрический характер: клетки, полоски, круги, точки, которые наносились мастерицами в самых разных сочетаниях.
Благодаря своей несложной пластике, простоте узоров и яркости, Дымковская игрушка стала очень популярна. Обратили внимание на образ дымковской красавицы и современные модельеры. Дымковская игрушка нашла свое отражение в некоторых модных коллекциях, представленных вятскими модельерами. В 2010 году в центре города Кирова была установлена скульптурная группа под названием «Семья». Основными элементами данной композиции являются популярный образ барыни с младенцем, мужичок с гармошкой, ребенок с вятской свистулькой, а также кошки и собаки. Все представленные скульптуры выполнены согласно строгим канонам Дымковской игрушки.
Сегодня в районах железнодорожного вокзала, Комсомольской площади и вдоль Октябрьского проспекта мы можем любоваться расписными жилыми домами города в стиле дымковской игрушки. Этот проект не только поднимает настроение жителей города Кирова своей яркостью и жизнерадостностью, но и привлекает внимание туристов, бизнесменов и чиновников.
Дымковские игрушки-свистульки
Пожалуй, самой многочисленной группой дымковских игрушек являются игрушка-свистулька, которая отличается роскошным колоритом и богата разнообразными деталями. Изначально свистульки из глины лепили в деревнях для крестьянских детей. В качестве изображений в основном выбирали домашних животных (утка, козел, баран, конь и др.), которые становились еще и оберегами.
Сегодня для каждой мастерицы характерен индивидуальный почерк изготовления игрушки-свистульки (цветовая гамма, пластические формы, особенности росписи и т.п.). Был и излюбленный многими мастерицами образ всадника на коне, в который каждая мастерица в процессе работы вносила свою лепту в вариацию этого образа. Так, у всадников многократно менялось положение рук, цвет одежды и узоры на ней, а также высота и форма шляпы. Такие свистульки характеризуют основные черты русского народа — простодушие, неиссякаемый оптимизм, удаль, тенденция к иносказательной и песенной интерпретации действительности.
Образы людей в игрушка
Если внимательно присмотреться к дымковским игрушкам, то не сложно заметить существенное преобладание женских персонажей. Это няни-кормилицы с младенцами на руках, барыни и барышни, модницы, в корсетах и шляпках под зонтиками, водоноски. Но в качестве самых крупных дымковских игрушек чаще всего изображаются няни-кормилицы с детьми. Как правило, это простые статные женщины, в белоснежных блузах, широких длинных юбках, передниках с нарядными лепными оборками, в кокошниках или шляпках на голове, с аккуратно причесанными волосами.
Мужские персонажи изображались в длинных пальто с цилиндрами на голове, которые в середине XIX века являлись вариантом подлинного костюма горожанина. Придя из столицы в провинцию, такая мода приобретала видоизмененные черты и представляла собой что-то вроде кича, когда в костюме смешивались модные и крестьянские атрибуты. Так, например, «Гуляющий кавалер» изображался в сюртуке, вестоне и цилиндре.
Особенно из мужских персонажей дымковской игрушки выделяется всадник на коне. Эта фигура всегда изображается в профиль, при этом лик коня подчеркивает его длинную шею, высоко вскинутую голову, сильные, но в то же время изящные ноги и шикарный хвост.
Современная дымковская барышня отличается особой выразительностью: у нее нарядная прическа, роскошный головной убор, оборки на рукавах и на передниках, нарядные перелинки, муфты, зонтики, сумочки и другие атрибуты.
Символика Дымковской игрушки
Элементы росписи дымковской игрушки просты и незатейливы, это кружки, кольца, полоски, змейки и другие узоры. Особая символика характерна не только для узоров, но и для цветов, которые используются в процессе росписи дымковской игрушки. Так, например, зеленый цвет символизирует природу, землю, пашню, иначе говоря, жизнь простого крестьянина. Преобладающим цветом дымковской игрушки выступает белый цвет, он связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный цвет, напротив, нечет черты неправды, зла и горя, но, как видно, этот цвет используется мастерицами в росписи в совсем незначительном количестве. Красный цвет — согревающий, это символ огня, красоты, силы, здоровья и славы. Голубой цвет символизирует небесную чистоту.
Дымковская игрушка просто немыслима без солярных (солнечных) знаков, изображенных в виде разнообразных кругов. Точки, расположенные внутри круга или чередующиеся с кругом являются символами плодородия и представлены в виде семян и зародышей. Также знаком плодородия выступает ромб. Небо с облаками символизирует прямая линия и сверху волнообразная. Если небо дождевое с каплями, то между двух прямых линий идет чередование точек с равным интервалом. В росписи дымковской игрушки мастерицы используют и различные растительные атрибуты — ростки, зерна, листы, ягоды, цветы и знаки с пожеланием блага.
Предлагаем читателям познакомиться со списком литературы о Дымковской игрушке
- Богуславская, И. Я. Дымковская игрушка = Dumkovo toys / И. Я. Богуславская. – Л. : Художник РСФСР, 1988. – 332, [2] с. : ил.
- Перминова, Н. И. Дымковская расписная / Н. И. Перминова ; ред., худож. ред. Н. И. Перминова ; фот. С. Маракова, С. Склярова, Ю. Лашука. – Киров : Информ. центр, 1998. – 14с. : ил.
- Киселева, Г. Г. Дымковская игрушка на рубеже столетий :фотоальбом / Г. Г. Киселева, С. П. Шаклеин ; [авт. текста Г. Г. Киселева ; фот.: С. П. Шаклеин ; пер. на англ. яз. А. Ю. Дудаева ; вступ. ст. о. С. Гомаюнова]. – Киров [Вятка] : Форекс, 2007. – 152 с. : ил.
- Мастерицы слободы Дымково / авт.-сост. Г. Г. Киселева. – Вятка [Киров] : Крепостновъ : Буквица, 2014. – 335 с. : ил., портр.
- Чудо глиняное, дымковское… : каталог коллекции дымковской игрушки музея / Союз художников России – Народный худож. промысел «Дымковская игрушка», Музей «Дымковская игрушка: история и современность» (г. Киров) ; авт.-сост. Н. Н. Менчикова ; [пер. на англ. яз. А. Д. Малина]. – Киров : О-Краткое, 2015. – 235 с. : цв. ил.