В 1962 году на советские экраны вышла комедия Рязанова «Гусарская баллада». Фильм приобрел широкую популярность. Прежде всего, благодаря песням, которые в нем прозвучали. Немалую роль в успехе картины сыграл и сценарий, написанный по героической поэме Александра Гладкова.
Семья и ранние годы
Гладков Александр Константинович родился в 1912 году в городе Муроме Владимирской губернии в семье потомственных интеллигентов. Отец, инженер по образованию, в годы Первой мировой войны служил офицером в русской армии, а в послевоенные годы занимал пост городского головы. Мать писателя, выпускница московского Александровского института, была любительницей русской и зарубежной классики, обожала театр. Долгими зимними вечерами она читала детям серьезные книжки, которые будили воображение и волновали детские души той вольной романтикой, которая неминуемо приводит к литературному творчеству. Будущему драматургу было тринадцать лет, когда семья перебралась в Москву, где он окончил трудовую школу.
Начало творческой деятельности
Некоторое время Гладков работал в театре в качестве режиссера. Писательская его карьера началась в редакции газеты «Кино». В конце двадцатых годов он сотрудничал и с другими изданиями, а именно: «Комсомольская правда», «Рабочий и искусство», «Рабочая Москва», «Советский театр», «Новый зритель». В это время Гладков завязал дружеские отношения с видными театральными деятелями: драматургом Алексеем Арбузовым, режиссером Валентином Плучеком, актером Исидором Штоком.
С 1934 года Александр Константинович работал в театре Мейерхольда. Сотрудничество и дружба с этим талантливым режиссером позже сыграли роковую роль в жизни Александра Гладкова.
Драматург, публицист, сценарист и поэт
Первая редакция его книги о Мейерхольде была представлена в Ленинградское отделение издательства «Искусство», но в свет не вышла. Не суждено было ему увидеть опубликованной и другую свою книгу — «Театр. Воспоминания и размышления». В эту книгу вошли не только материалы о театре, режиссерах, актерах, но и разные по объему и характеру воспоминания, очерки, этюды, эскизы о В. Маяковском и А. Платонове, Ю. Олеше и К. Паустовском, А. Белом и А. Ахматовой, И. Эренбурге и М. Кольцове, И. Бабеле, М. Светлове.
В разные годы Гладковым были написаны романтическая драма «Бессмертный» (1941), одноактные пьесы, созданные для фронтовых театров («Неизвестный матрос» и другие). Практически не замеченными прошли написанные позднее «Первая симфония» (1957), «Ночное небо» (1959), киноповесть «Бумажные цветы» (1961). Стихи, как признается он в своих дневниках, писал всю жизнь, но относился к своему стихотворному творчеству спокойно, то есть не пытался во что бы то ни стало публиковать то, что накопилось за многие годы. В августе 1972 года он подарил давней приятельнице и ценительнице его творчества «сброшюрованную машинопись», в которой были напечатаны сто стихотворений под общим заголовком «Северная тетрадь». Часть из этих стихотворений была посмертно опубликована.
Комедию в стихах «Давным-давно» Гладков сочинил в 1940 году, а спустя двадцать два года по ней был создан фильм «Гусарская баллада».
Всем, кто смотрел знаменитую комедию Эльдара Рязанова, известно, что в пьесе изображены события Отечественной войны 1812 года. Произведение Гладкова переведено на несколько языков. На протяжении многих лет по пьесе идут спектакли не только в России, но и за рубежом. Первым режиссером, который использовал ее в качестве материала для театральной постановки, стал Алексей Попов, удостоенный за эту работу Сталинской премии.
Премьера состоялась в ноябре 1941 года в блокадном Ленинграде. Сам же автор сказал позже, что идею пьесы вынашивал много лет. В детстве его любимыми книгами были «Дети капитана Гранта» и, что удивительно, «Война и мир». События 1812 года, изображенные Толстым, и приключенческие мотивы, характерные для прозы Жюля Верна, — все это удивительным образом переплелось в сознании будущего драматурга. Когда же он стал взрослым, смог реализовать давнюю мечту: написать о патриотизме русских солдат, но легко, весело. Гладкову удалось создать одно из лучших произведений, посвященных теме Отечественной войны.
Арест
В 1948 году Александр Гладков написал пьесу «До новых встреч». Но постановка ее осуществилась лишь спустя семь лет. В творчестве Гладкова, по мнению представителей советской цензуры, не было идейного содержания. Кроме того, дома, как позже оказалось, он хранил литературу, попадающую под сомнительную категорию «запрещенной». Ничего криминального в этих книгах не было. Но этого оказалось достаточно для предъявления обвинения в антисоветской деятельности.
Драматурга арестовали и отправили в лагерь. Но и там люди жили. Обычные, такие же, как и на свободе, жаждущие «хлеба и зрелищ». Гладкова назначили режиссером лагерного театра.
На свободу он вышел уже после смерти Сталина. Мог бы сократить себе срок, если бы отрекся от Мейерхольда, которого расстреляли еще в 1938 году. Но Александр Константинович не отказался от этой дружбы. Не отрекся он и от брата, арестованного в 1937 году.
Гладков Александр – киносценарист, по произведениям которого созданы фильмы «Невероятный Иегудиил Хламида», «Зеленая карета», «Возвращенная музыка». Он написал несколько документальных произведений, посвященных Всеволоду Мейерхольду, а также другим своим выдающимся современникам (Б. Пастернаку, О. Мандельштаму, Ю. Олеше). Через пять лет после освобождения Гладков был восстановлен в Союзе писателей. Умер драматург в 1976 году, в Москве. В 2015-м были опубликованы дневники Александра Гладкова, с интересом встреченные читателями.