В представлении многих традиционное лозоплетение до сих пор ассоциируется с лаптями и корзинами. Однако этот народный промысел не стоит на месте, и наряду с функциональностью мастера активно развивают его художественные особенности.
Плетение из лозы как промысел появилось в России лишь в конце XIX века. Это было своеобразное веяние европейской моды на плетеные изделия. В то время на западе уже существовали музеи и целые школы лозоплетения, были выпущены специальные учебные пособия, посвященные этому мастерству, а ивовые деревья специально засаживались на земельных участках. Тем не менее, привезенные с запада изделия из ивового прута, очень скоро стали популярны, как в светском, так и в крестьянском быту. К 1913 г. плетением занимались уже 37 тысяч кустарей в 17 губерниях, а в 1920 г. был выпущен каталог, который предлагал тщательно разработанные формы книжных полок, кресел, столов, шестиместных скамей и прочих изделий.
Вскоре возник интерес к техникам плетения из лозы, при этом Вятские умельцы не были исключением. На рубеже XIX-XX веков по числу кустарей, видовому составу промыслов, географии распространения, по объёмам их производства Вятская губерния занимала лидирующие позиции в Европейской России. В 1892 году открылись Вятский губернский земский кустарный музей и склад кустарных изделий, значительные средства выделены на открытие в каждом уезде техническо-ремесленных школ и мастерских. Изделия из лозы в это время представлены в очень широком ассортименте: гарнитуры мебели, кресла, детские стулья, ширмы ивовые и с соломенным плетением, корзины для бумаг, баульчики, чаши, редикюли, а также детские плетёные коляски.
Проблем с сырьем у них не возникло, поскольку с давних времен ивовые деревья растут на Вятке в изобилии. К тому же, до возникновения этого нового промысла, на Вятке уже сложились определенные традиции плетения, правда, из других природных материалов.
Первые производимые мастерами-умельцами изделия из лозы, применялись в основном в крестьянском быту. Они изготавливали корзины и короба для переноски угля, снега и жита, а также специальные емкости для развоза водки и пива, изготавливали и рыболовные морды, которые в простонародье называли «верши». Кроме того, Вятские умельцы плели специальные кузова для саней, тарантасов и экипажей, которые служили защитой от зимних метелей и мороза. Во время базаров повышенным спросом пользовались плетеные кресла, стулья, дорожные корзины, бельевые и цветочные корзины, мелкая декоративная посуда и разнообразные ширмы.
Постепенно в своей работе Вятские мастера стали использовать в качестве материала и белые ивовые прутья. И сегодня на некоторых корзинах мы нередко можем замечать чередование коричневых и белых ивовых прутьев, благодаря игре которыми, мастеру удается создать оригинальный декоративный орнамент.
В 1922 году на базе художественно-промышленных мастерских организован художественно-промышленный техникум. А к 1938 году в одном только городе Кирове имеется до 3000 кустарей, объединённых в 22 артели. После Великой Отечественной войны, во время которой многие артели были расформированы, они вновь возрождаются. Уже в 60-е гг. XX века Кировская область вновь входит в тройку лучших областей России по развитию художественных промыслов. В вятских промыслах утвердился кировский стиль, который сочетал в изделиях лозу, бересту и дерево.
К 1990 году корзиночный промысел становится визитной карточкой Кирово-Чепецка. Создается около 50 видов изделий, среди которых гарнитуры для столовых, кухонь, дач, несколько модификаций кресел-качалок, подставки под телефоны и цветы, стулья для баров и банкетки, ширмы и двери, мебель для домашних животных, и еще огромный ассортимент мелких обиходных вещей.
Продукция расходится по всей России, закупается в страны СНГ, продаётся в Австрию, Турцию, Францию. В 1996 году на Международном форуме в Брюсселе продукция была признана российским лидером на европейском рынке в данном виде изделий и получила сертификат чести. Как имеющая свой стиль и качество, она была представлена впоследствии на других международных выставках, в частности на Парижском мебельном салоне в 1999 году.
Особенности вятского лозоплетения
Характерной особенностью вятской корзины является своеобразное, исторически сложившееся, устойчивое на данной территории применение комбинированной техники плетения из лозы ивы с берестой, корнями хвойных деревьев и другими видами растительного сырья, в сочетании со столярной работой и декорирование их ручной росписью, оклеиванием, окрашиванием, тонированием и лакированием.
В процессе развития корзиночного промысла ярко оформились локальные центры художественного плетения внутри самого региона: Киров, Кирово-Чепецк, Подосиновец, Нагорск, Уржум, и каждый – со своей специализацией.
Вятский корзиночный промысел отличен и узнаваем среди других региональных центров плетения России, а изделия под брендом «Вятская корзина» имеют свои собственные художественные решения, свой собственный стиль, сочетая определённым образом лозу, сосновый корень, бересту и дерево, и дополняя всё это разнообразие самобытной вятской росписью. В изделиях «Вятская корзина» традиционно применяются контрастные сочетания и цветовые решения, которые создаются путем плетения прутьями двух-трёх различных оттенков, светлой лозы с коричневой, окоренной с неокоренной.
На сегодняшний день традиции плетюшечного промысла продолжают следующие предприятия Кировской области: «Азимут» в городе Кирово-Чепцке, «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» в городе Кирове, мебельная фабрика «Корунд» в городе Нагорске, «Благотворительный фонд «Народный Дом» в пгт. Кильмези, художественной обработкой лозы занимается предприятие «Антураж» в селе Полом Кирово-Чепецкого района.