Немногие знают о том, что первая в мире матрешка появилась не в России, а в Японии, где она считалась символом счастья, продолжения жизни и долголетия. Японская матрешка называлась Фукурума. Этот факт о происхождении матрешки является давно позабытым и сегодня весь мир говорит о матрешке как об исконно русском сувенире.
Впервые матрешка была представлена как своеобразный символ России на Первой Всемирной выставке в Париже. Тогда это старинное «лего» пришлось по душе посетителям и экспертам выставки, и было принято решение о присуждении русской матрешке бронзовой медали. Сегодня русская матрешка представлена во всем видовом многообразии, ее темой может стать семья, сказочные персонажи или целая пародия на русских или зарубежных политических деятелей.
На Вятской земле промысел изготовления расписной матрешки зародился сравнительно недавно, в начале XX века. Первое упоминание о вятской матрешке было отмечено в 1924 году. Лицо ее было изображено круглым, с маленькими глазками, маленькими губками без улыбки, с небольшим румянцем. На голове – платок, на котором изображено несколько цветочков, одета вятская красавица в однотонную рубашку и сарафан без рисунка. В правой руке она держит черного петуха.
Интересно, что первые матрешки на Вятке значительно отличались от своих «современных родственниц», в прежние времена мастера их расписывали и выжигали. Первая вятская матрешка была декорирована значительно скромнее, как правило, основными деталями росписи матрешки являлась красная юбка, синяя кофта и зеленая косынка. Поскольку первая вятская матрешка не отличалась изобилием образцов, интерес к ней значительно упал. В конце 30-х годов в деревнях Вахрино и Овчарное была создана первая артель кустарей под названием «Прогресс», где все производство было надомным, а труд ручным (сегодня это предприятие ЗАО «Сувенир»). Еще в 1938 году мастера артели стали заниматься изготовлением расписных матрешек, которая уже имела характерный румянец на щеках, изображалась в цветном платочке и сарафане на лямочках, а также с букетом полевых цветов в руках. Стоит отметить и тот факт, что принцип матрешки со вкладыванием друг в друга предметов стали использовать и в других игрушках. Впервые за границей вятская матрешка была представлена на выставке в Брюсселе в 1958 году.
Спустя примерно десять лет, изменилась технология росписи матрешки. Вятские мастера впервые начали использовать для росписи не масляные краски, а анилиновые красители. Новые матрешки не могли не вызывать восхищения, благодаря своей ослепительной яркости и оригинальной декорации. В то время, матрешка все еще оставалась занимательной игрушкой, тем не менее, ее все чаще стали причислять к произведениям декоративно-прикладного искусства и самобытным сувенирам.
В 1970 году был даже объявлен конкурс на создание лучших образцов матрешки с целью привлечения к этому промыслу новых умельцев и новаторов. В итоге, этот конкурс принес положительные результаты, специалистами были разработаны и рекомендованы к производству два основных образца четырнадцати- и пятнадцатипредметных матрешек с элементами инкрустации соломкой, которые положили начало новому направлению в развитии сувенира. Самая первая партия новых моделей вятской матрешки была отправлена в Канаду.
Существенным достоинством кировского предприятия «Сувенир» всегда являлось то, что мастера-художники, работающие здесь, постоянно стремились создать новые образцы сувенирной продукции, это и пасхальные яйца, и декоративные панно, и фигурки Деда Мороза, и, конечно же, расписные матрешки. И по сей день, продукция этого предприятия поставляется в различные страны мира, но особой популярностью пользуется вятская матрешка.
С каждым годом технологии предприятия «Сувенир» совершенствуются, его художницы создают все новые модели вятской матрешки. Со временем появились матрешки с гуашевой росписью, матрешки, выполненные по авторскому проекту, матрешки-укладки и даже матрешки-неваляшки, которые так нравятся маленьким детям. Постепенно устраняется тенденция к штампам и тиражированию, на свет появляется все больше авторских изделий.
Есть на предприятии «Сувенир» и своя художественная лаборатория, где разрабатываются новые модели матрешек. Для росписи мастерицы обычно используют такие краски, как поталь, акварель и акрил. Каждая матрешка посвящена определенной тематике, сюжеты заимствуются из народных сказок или бытовых сцен. Сегодня ассортимент матрешки составляет около 600 моделей. Известными мастерицами предприятия «Сувенир», которые занимаются непосредственно росписью матрешки, являются Татьяна Викторовна Пермякова и Нина Геннадьевна Суворова.
Кроме того, известным центром по изготовлению вятской матрешки является ЗАО «Вятский сувенир», которое расположено в городе Нолинске Кировской области. Для Нолинской красавицы характерны рыже-русые волосы, широко-открытые голубые глаза, яркие цветовые гаммы в декорировании передников с преобладанием красного цвета. Обращение мастериц-художниц к сказочной, литературной и исторической темам расширило творческий потенциал.
Над изготовлением вятской матрешки трудились и отдельные мастера. Сравнительно недавно в городе Кирове было открыто еще одно предприятие под названием «Кудринка», где работают талантливые мастера. Они используют высокохудожественную акварельную роспись по дереву и придают изделиям эффект позолоты. Нередко на передниках матрешек изображены сюжеты русских народных сказок, сюжеты разных времен года, народные ярмарки и гуляния. В оформлении платка матрешки мастерицы нередко применяют цветочный орнамент с использованием перламутра. Есть в мастерской «Кудринка» и специальные развивающие матрешки для детей, с помощью сюжетов которых родители смогут рассказать целую сказку.
Так или иначе, за последние сто лет вятская матрешка существенно преобразилась, из деревенской барышни в юбке, блузке и платочке в загадочную, инкрустированную с позолотой деревянную скульптуру. Во многом такому преображению вятской матрешки способствовал переход с масляных красок на анилиновые красители. Тем не менее, уникальность вятской матрешки состоит в том, что она не утратила самобытные народные черты. Так, например, Нолинская матрешка сохранила характерные черты женщины русского севера, а именно, русый цвет волос, голубые глаза, насыщенный узор передника и яркий цвет платочка.
Над созданием одной матрешки трудятся несколько умельцев. Так, например, сначала токарь занимается вытачиванием верхней и нижней частей матрешки. После этого к работе приступает шлифовальщик, который сглаживает все неровности и шероховатости на теле матрешки, делает ее поверхность гладкой и удобной для художника. Далее происходит грунтовка матрешки клейстером и только затем матрешка попадает в руки мастеров по художественной росписи. После этого матрешку отправляют на лакировку, благодаря которой не только подчеркивается ее яркость, но и сама роспись становится более отчетливой. Процесс создания одной матрешки, состоящей из 50 предметов, может занять у команды мастеров около полугода.
Каждая матрешка – это произведение искусства, она уникальна, самобытна, загадочна и невероятно привлекательна! Матрешка продолжает вдохновлять русского человека на создание народных частушек, песен, стихотворений и различных образов.