28 апреля в рамках курсов повышения квалификации для сотрудников учреждений культуры Кировской области, организованных учебно-методическим центром повышения квалификации работников культуры и искусства Кировской области, специалисты отдела библиотечного обслуживания граждан с ограничениями жизнедеятельности библиотеки им. А.И. Герцена (далее – отдел) провели День информации по вопросам обучения (инструктирования) по предоставлению услуг инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
В течение дня мы рассказали о многогранности и одновременно специфической деятельности отдела, который сегодня принимает в своих стенах не только инвалидов по зрению, но и посетителей с другими категориями инвалидности: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с одновременными нарушениями зрения и слуха, нервно-психическими заболеваниями и др. Подробно была освещена тема организации Доступной среды в условиях библиотеки на примере отдела, где особое внимание уделено теме комфортного пребывания в библиотеке людей с ОВЗ и пользование её услугами.
Следующая немаловажная тема – это тема этики общения и правил сопровождения инвалидов всех категорий. На практике были разобраны ситуации, требующие профессионального предоставления услуг инвалидам разных категорий. Также слушатели смогли пообщаться с читателем Надеждой Шумихиной (имеющей одновременные заболевания по зрению и слуху). Надежда на собственном примере рассказала, какую помощь она ожидает получать от окружающих ее людей во время посещения учреждения культуры.
Подробная информация присутствующим была дана по ресурсам библиотеки и ее возможностям. Был представлен книжный фонд отдела: издания для слепых и слабовидящих, напечатанные укрупненным и рельефно-точечным шрифтом Брайля; тактильные книги; рельефные пособия; аудиокниги на различных носителях, в том числе на флеш-картах.
Также слушателям представили адаптивную тифлотехнику (тифлофлешплеер, электронный ручной увеличитель, сканирующая и читающая машина и др.). Особое внимание было уделено системе чтения и письма по Брайлю. Своим опытом обучения данной системе поделился сотрудник библиотеки Мильков Александр. Он рассказал о сложности письма рельефно-точечным шрифтом, о возможных трудностях построения чертежей и записывания формул.
Завершающим моментом семинара стало посещение детского центра развития и адаптации «Радуга», организованного при отделе, где проходят занятия с детьми с особыми образовательными потребностями младшего дошкольного возраста. Рукодельные книги и книги, изданные для маленьких слепых детей, были представлены посетителям библиотеки как один из самых эффективных методов обучения детей для лучшего и быстрого запоминания услышанной информации (окружающий мир, математические пособия и книги для развития мелкой моторики у детей).
По итогам семинара слушатели смогли ответить на главный вопрос: «Что сегодня может предложить библиотека инвалидам?» Ответ прост: толерантное, уважительное отношение к самым разным категориям читателей, готовность помочь, подсказать, поддержать — или не мешать. Это профессионализм библиотекаря, его компетенция и необходимая работа по созданию равных возможностей для самых разных читателей.