Особое место у вятского народа занимало ткачество. Наиболее популярным и излюбленным стало узорно-ремизное ткачество, которым занимались почти в каждом дворе. Деревенские хозяйки ткали на всю семью и на продажу повседневную и праздничную одежду из льна, шерсти и хлопка. Кроме того, мастерицы ткали незаменимые в любой крестьянской избе половики, скатерти, полотенца и покрывала.
Процесс льнопрядения являлся начальной ступенью для ткачества, ведь льняную нить сначала нужно было подготовить, именно она являлась базовым сырьем для ткачества. В русской деревне методы обработки льна со временем постоянно менялись. Первое, что делала русская женщина – теребила лен, т.е. с корнями выдергивала его из земли. После того, начиналась собственно сама обработка льна, его очесывали, удаляли семенные коробочки, а затем выделяли льняное волокно из стебля. Далее расчесывали лен, пряли из него льняную нить и только затем они могли ткать полотно. Очевидно, по причине отсутствия каких-либо механизированных технологий в то время, изготовление льняного полотна было задачей не из легких и требовало значительных физических сил и терпения.
На Вятской земле ткачество на горизонтальном стане процветало еще в древнерусский период, ведь в то время без ткачества было невозможно представить жизнь крестьянства. Еще в те далекие времена сложились определенные традиции Вятского ткачества, которые позволяли отличать изделия вятских искусниц от изделий мастериц из других регионов. Женщины Вятской деревни использовали такие приемы ткачества, как раппорт клетки, ремизные узоры, мотивы рисунков браного ткачества. Мастерицы изготавливали простое полотно, пестрядь, или, как еще ее называли «серапинка», т.е. клетчатая ткань, а также ткали половики.
В Вятской глубинке широко применялось узорно-ремизное ткачество. Из таких материалов, как лен, шерсть и хлопок, женщины ткали повседневную и праздничную одежду, полотенца, скатерти, покрывала и половики. Многие свои изделия они продавали на сельских ярмарках.
Во второй половине XIX века стала интенсивно развиваться промышленная технология, так, постепенно в русской глубинке женщины начали использовать льняные нитки и ткани промышленного производства. Тем временем, спрос на льняную продукцию машинного производства стал постепенно увеличиваться, как в городе, так и в деревне.
Наблюдая столь повышенный интерес жителей Вятской губернии к изделиям изо льна, известный купец и меценат города Вятки Тихон Булычев решил построить льнопрядильную и ткацкую фабрику, но появилась она только спустя 20 лет. Находилась фабрика прямо при имении «Крутые горки», принадлежавшем купцу Булычеву, в Кутырской слободе, на берегу реки Вятки.
Лен и кудели, как основное сырье для производства, закупались исключительно в Вятской губернии, в частности, в Нолинском и Яранском уездах. Доставлялось это сырье на фабрику Булычева по реке Вятке. Поскольку Тихон Булычев являлся еще и судовладельцем, корабли, перевозившие товар, подплывали и разгружались прямо у самой фабрики. Некоторые товары доставлялись также из Котельничского и Глазовского уездов по железной дороге. Основной продукцией, которую выпускала в то время льнопрядильная и ткацкая фабрика купца Булычева, являлась льняная пряжа, полотно и мешки. Продавал Булычев производимую продукцию в основном в Москве. По окончанию процесса национализации в 1918 году фабрика купца Булычева стала носить название Кировская льнопрядильная ткацкая фабрика «Красный труд», которое она сохранила вплоть до 2000 года. Теперь она находилась в ведомстве Российского промышленного объединения по производству льняных тканей и пенькоджутовых изделий.
А само льноводство в Кировской области тем временем продолжало процветать, оно являлось одной из ведущих отраслей в Вятской экономике. И все бы так и продолжалось, но в связи с переходом на хлопок текстильной промышленности, льняная продукция постепенно становилась позабытой. Ручное ткачество уже давно стало не прибыльным промыслом, ткани, изготовленные вручную, уступили место фабричным тканям другого качества. Так, в XX веке домоткаными оставались лишь половики.
Большой вклад в развитие ткаческого промысла внесла мастерица по ковроткачеству Аврора Гавриловна Махнева. Она была приглашена на фабрику «Умелец» для возрождения ткачества.
Изначала свои изделия мастерица производила на заводском станке предприятия, но после посещения ею фабрики строчевышитых и тканых художественных изделий в городе Шахунья, она взяла за основу их экспериментальный станок. Так, Аврора Гавриловна при производстве ковровых и ткацких изделий – ковров, дорожек, накидок на кресла, смогла использовать отходы текстильного производства. Применяла мастерица также ржаную соломку и другие природные материалы для создания декоративных изделий: салфеток, панно, дорожек, штор и комплектов для сервировки стола. Благодаря особой технике у мастерицы получались очень красивые шторы, полотенца, декоративные скатерти и салфетки и еще многие другие изделия, которые неизменно пользовались повышенным покупательским спросом и были актуальны в любом доме.
Заслугой Авроры Махневой являлось и то, что желая продолжить традиции ткаческого дела, она обучала этому народному промыслу и своих учениц. Одной из основных преемниц мастерицы стала ее собственная дочь Елена, вместе с которой она ткала ковры и гобелены, изготавливала одежду для кукол. Со временем в городе была открыта художественная мастерская «Алена», которая функционирует и по сей день.
Пожалуй, наиболее крупным и известным производителем ткацких изделий на сегодняшний день, является компания «АртЛён», которая была создана второй дочерью А.Г. Махневой – Натальей Николаевной Белоусовой в 1998 году.
Основной вектор деятельности – актуализация изделий такого вида народных художественных промыслов, как ручное ткачество; использование традиционных технологий для производства современных, актуальных изделий; сохранение уникальных старинных техник ручного ткачества. Ассортимент очень широк – из уникальных тканей ручной работы выпускаются оригинальные предметы одежды (жакеты, жилеты, шарфы, палантины), аксессуары и сумки, а так же текстиль для интерьера (половики, шторы, накидки на мебель).
Продукция, выпускаемая компанией АртЛен, получает самые высокие оценки и престижные награды не только в России, но и за рубежом. С успехом представляет Кировскую область на выставках и конкурсах высокого уровня, например таких как: «Российский лен» в Вологде, «Золотой манекен» в С.Петербурге, «Бархатные сезоны» в Сочи, «Ладья», «Покупайте Российское», «Рослегпром» и «Модный лён и трикотаж» в Москве и многих других. Участие в конкурсе «Мастеровые Вятки» принесло звание лауреата мастеру ручного ткачества. Информация о компании внесена в каталог «Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность».