Любимым поделочным материалом мастеров во все времена являлась береста. Изготовлением берестяных изделий занимались умельцы во многих регионах России, но творчество вятских мастеров имело свою специфическую особенность. Основными произведениями вятских мастеров стали лапти, различные плетенки, короба, пестери, корзины и другие полезные бытовые изделия.
Особое внимание заслуживает вятский берестяной бурак, который стал целым произведением искусства. Он украшался прорезными узорами, росписью и тиснением. Сегодня изделия представляют собой небольших размеров бураки и овальной формы берестяные коробочки и шкатулочки с веселыми потешными рисунками, вятскими частушками, байками и прибаутками. Таким образом, современные изделия из бересты это не только красивая и функциональная вещь, но и своеобразный носитель русской фольклорной культуры.
Издавна на русской земле занимались изготовлением берестяных бураков различных размеров, большим спросом они пользовались в крестьянских хозяйствах (берестяной промысел стал известен со времен Новгородской Руси). Это была идеальная посуда для хранения самых разных продуктов, сверху всегда закрывался крышкой. В украшении берестяных бураков мастера использовали роспись, тиснение или же прорезные узоры.
Для вятских бураков был характерен особенный, несколько грубоватый стиль росписи, который сочетал в себе красный, синий, желтый и зеленый тона. Местные мастера использовали в качестве сюжетов миниатюрные растительные мотивы: цветы, бутоны, листья, а также целые цветочные композиции, представляющие собой гирлянды и букеты.
Вятские бураки изготавливали двумя способами – сшивным и выворотным.
Выворотный бурак. Размером такого бурак был со стакан. Для его изготовления использовали кору ровного березового дерева, при обработке которой получался сколотень или, как называли его мастера, «берестяной чулок». Дно и крышку бурачка изготавливали из массива крупнолистой сосны. «Замок» делали из бересты. Для сшивания использовали небольшие вицы ивового дерева, а также сосновые корни, длиной 1,5 – 2 метра. Когда все необходимые материалы были готовы, начинался сам процесс изготовления бурачка. При этом один сколотень вставляли в другой. Снаружи он имел шов примерно 3 см, внутренний же сколотень не имел шва. Затем мастер опускал конец сколотня в горшок с кипятком, чтобы распарить бересту и загнуть ее внутренней частью наружу, образовав при этом бортик. Точно по такому же принципу выполнялся и низ бурачка. Его ручка изготавливалась из соснового массива, связывалась в желаемой форме и сушилась. Затем выставлялись заранее подготовленные дно и крышка. Для того, чтобы они исключали протекание жидкости, содержащейся в бурачке, обычно их делали несколько больше нужного размера. Затем вновь опускали бурачок в кипяток, а донышко вставляли горизонтально, направляя его сверху вниз. Точно также обстояло дело и с крышкой. Когда смоченная береста высыхала, она зажимала деревянные детали, таким образом, бурачок был готов к использованию. Такой выворотный бурачок полностью исключал пропускание жидкости.
Были время, когда бурачное производство, казалось, было совсем забыто и утрачено, но его возрождение на Вятке началось в 1970-х годах. Вятские бурачки изготавливались уже из сшивной, пластовой бересты, их производством занималось Кировское производственное объединение «Умелец». В то время главным художником на этом предприятии работала Евгения Александровна Окишева. Она существенно разнообразила тематику украшения вятских бурачков и разработала новые сюжеты для тиснения на тему «Пословицы и поговорки».
Некоторое время спустя, другой вятский мастер, Валерий Иванович Сергеев, начал изготовление бурачков с изображением архитектурных достопримечательностей и исторически памятных мест города Кирова. В результате общих усилий кировских мастеров и художников бурачный промысел в Кировской области удалось возродить. Сегодня он, как и в старину, имеет своих почитателей и преемников.
В настоящее время лидирующим предприятием по производству берестяных бураков является Кировское предприятие «Вятские промыслы». Здесь все желающие смогут приобрести бураки разных форм и размеров, с изображением самых разных сюжетов. Это могут быть сцены из жизни крестьян, старинные церкви, панорамы древнерусских городов и многое другое.
Бурачные традиции продолжают свою жизнь в прикладном творчестве отдельных мастеров. Так, мастер из Кирова Светлана Александровна Казакова, занимается изготовлением изделий из бересты с 1993 года. Знаменита в Кировской области и бурачковая серия художницы Т. Дедовой, которая является знатоком вятской архитектуры. Это она создала известную серию берестяных изделий под названием «Вятская старина» с изображенными храмами и другими памятниками архитектуры Вятки.
Неизменным успехом до сих пор пользуются овальные шкатулки с панорамой старой Вятки. В этом, собственно говоря, и заключается историческое наследие, культурная самобытность и народная мудрость вятского народа.