Сегодня, 5 августа, во всем мире отмечают Международный день светофора. Именно в этот день в 1914 году в американском городе Кливленде (на северо-востоке США, второй по величине в штате Огайо) появился первый вариант светофора. Он состоял из двух фонарей — зеленого и красного, а смена цветов сопровождалась звуковым сигналом.
Изобретательно, но не безопасно
На самом деле, прообраз современного светофора появился еще в XIX веке — его придумал британец Джон Пик Найт, специалист по железнодорожным семафорам. 10 декабря 1868 года изобретение Джона разместили в Лондоне возле здания Британского парламента. Светофор управлялся вручную и имел две семафорные стрелки: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45° — движение с осторожностью.
В тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались, соответственно, сигналы красного и зелёного цветов. Этот выбор цветов, который используется и на современных светофорах, вовсе не случаен. Красный и зеленый относятся к той части спектра, который человеческий глаз воспринимает максимально хорошо. Светофор использовался для облегчения перехода пешеходов через улицу, а его сигналы предназначались для повозок — пока пешеходы идут, повозки должны стоять. Поглазеть на необычное устройство приезжали из самых дальних уголков Великобритании. Однако 2 января 1869 года произошел несчастный случай: газовый фонарь светофора взорвался, травмировав управляющего светофором полицейского, после чего в Европе светофоры запретили — почти на полвека.
В 1910 году Эрнст Сиррин из Чикаго разработал и запатентовал первую автоматическую систему светофоров. В его устройстве использовались неподсвеченные надписи Stop и Proceed.
Светофор обретает глаза
Изобретателем первого электрического светофора считается Лестер Вайр из Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США). В 1912 году он разработал (но не запатентовал) светофор с двумя круглыми электрическими сигналами (красного и зелёного цвета).
5 августа 1914 года в Кливленде Американская светофорная компания установила на перекрёстке 105-й улицы и Евклид-авеню четыре электрических светофора конструкции Джеймса Хога. Они имели красный и зелёный сигнал и при переключении издавали звук. Системой управлял полицейский, сидящий в стеклянной будке на перекрёстке. Светофоры задавали правила движения, аналогичные принятым в настоящее время в США: поворот направо осуществлялся в любое время при отсутствии помех, а поворот налево — на зелёный сигнал вокруг центра перекрёстка.
В 1920 году трёхцветные светофоры с использованием жёлтого сигнала были установлены в Детройте и Нью-Йорке. Авторами изобретений были Уильям Поттс и Джон Ф. Харрис.
Став свидетелем аварии между автомобилем и конным экипажем, изобретатель Гаррет Морган подал патент США на светофор. Патент № 1 475 024[2] был выдан 20 ноября 1923 года на трёхпозиционный светофор Моргана.
В Европе аналогичные светофоры были впервые установлены в 1922 году в Париже на пересечении Рю де Риволи и Севастопольского бульвара и в Гамбурге на Штефансплатц. В Англии — в 1927 году в городе Вулвергемптоне.
Светофоры в СССР
Самый первый светофор в СССР появился в Ленинграде 15 января 1930 года на пересечении Невского и Литейного проспектов.
В Москве новинка появилась 30 декабря того же года. В качестве эксперимента электрический светофор установили на углу улиц Петровка и Кузнецкий мост. Внешне он напоминал современный, но управлялся вручную. Двумя годами позже «регулировщик» поставили на пересечении улиц Кузнецкий мост и Неглинная. К концу 1933 года тестирование успешно завершилось, и светофоры стали устанавливать повсеместно.
Один из самых любопытных образцов советского светофора — в виде циферблата, где по круглой пластине, отмеченной тремя цветами, ходила стрелка. Она указывала на цвет и преимущество в движении. Но такой светофор оказался неудобным в использовании, поэтому от него скоро отказались. Во второй половине 30-х годов уже все светофоры были в классическом исполнении — секционные.
Интересно, что до 1959 года красный и зеленый цвета на советских светофорах были на местах, противоположных нынешним. Позже СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах, и цвета расположились в знакомом нам порядке.
В 1960-х годах появились специальные светофоры для пешеходов. Первоначально они имели прямоугольную форму и состояли из двух секций с лампами, где на стекле красными литерами было написано «стойте», а зелёными — «идите».
К концу 1970-х такие пешеходные светофоры были заменены привычными сегодня моделями с «человечками». Сами дорожные светофоры за последние семь десятилетий тоже претерпели изменения. Первоначально ими управляли сотрудники ОРУДа (позднее ГАИ), размещаемые на перекрёстках в специальных постовых будках, как описано в стихах Сергея Михалкова про «дядю Стёпу», а также показано в художественном фильме «Улица полна неожиданностей».
К 1970-м годам появилась централизованная система автоматического регулирования светофоров, позволяющая делать так называемую зелёную волну. Тогда же пешеходам дали возможность самостоятельно регулировать работу светофора. Для этого возле регулируемого пешеходного перехода устанавливали пульты с кнопкой, нажав на которую можно было переключить светофор для пешеходов на зелёный сигнал, а для транспорта соответственно на красный. Со временем с увеличением транспортных потоков, число светофоров стало расти.
Интересные факты о светофоре
В Лондоне установлен памятник светофору, который выглядит как целое светофорное дерево. В России тоже есть свой памятник светофору. Находится он в Новосибирске и представляет собой скульптурную композицию из светофора и приветствующего его постового.
В Японии раньше вместо зеленого света использовался синий, но исследования ученых показали, что синий цвет хуже воспринимается человеческим глазом.
Так как считается, что в Рио-де-Жанейро неблагоприятная криминогенная обстановка, в период с 22 часов до 5 утра водители могут проезжать на красный свет, чтобы избежать возможного ограбления.
Ученые подсчитали, что жители крупных мегаполисов тратят около 6 месяцев своей жизни на ожидание зеленого сигнала светофора.
В столице КНДР Пхеньяне до последних лет не существовало светофоров вообще – их заменяли девушки-регулировщицы. Они даже стали достопримечательностью Пхеньяна, так как на эту должность отбирали только молодых и симпатичных представительниц женского пола.
В Праге есть светофор для пешеходов, который расположен на уникальной узкой улочке. Так как на ней сложно пройти двум людям одновременно, светофор регулирует поток идущих с разных концов улицы прохожих и имеет только два цвета.
В Берлине существует светофор с 13 сигналами. В его показаниях не так-то просто разобраться с первого раза. На берлинском светофоре изображен человечек в шляпе, который даже имеет свое имя – Ампельман и уже стал городским брендом – в сувенирных магазинах можно встретить продукцию с его изображением.
Когда после объединения Германии меняли светофоры, то человечка убрали, жителям Берлина это так не понравилось, что они образовали настоящий комитет по спасению светофорного человечка. Власти пошли навстречу и Ампельмана вернули, а в Дрездене у него появилась подруга – девушка в сарафане и с косами.