Русские народные песни всегда являлись важной составляющей фольклора. Они помогают понять, какими были традиции, ценности и быт наших предков, что волновало и печалило, а что вселяло радость и гордость. Имена авторов многих песен канули в Лету, отсюда и название «народная» – то есть, принадлежащая всем.
Исследователи высказывают свое мнение, что чаще всего эти песни слагали крестьяне и посвящали их различным ситуациям (смена времен года, посевные работы, появление члена семьи), а также различным сказочным и мистическим явлениям.
Первая письменная информация о народных песнях относится к XVII веку. В допетровской России к такому творчеству и народным инструментам на официальном уровне относились с подозрением, даже называли бесовским. Царь Алексей Михайлович лично приказывал уничтожать музыкальные инструменты, найденные в домах. Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.
В годы правления Петра Великого и Елизаветы Петровны отношение к фольклору стало более лояльным. Появились новые жанры народных песен, а также новые герои. Теперь пели не только об удалых воинах и румяных девицах, но и о солдатах, писарях, чиновниках. С народной песней постепенно сливается городской романс, а немного позднее огромную популярность приобретают частушки. Кстати, качество исполнения в русской народной песенной традиции вообще не считалось самым важным. Можно было даже играть на не настроенном инструменте, главное – делать это искренне, с душой.
Первые сборники русских народных песен появились в восемнадцатом столетии, но расцвет интереса ко всему национальному и исконно русскому пришелся на XIX век. Большой вклад внес в этот процесс композитор Михаил Глинка. Он создал фантазию «Камаринская» на тему двух русских песен: западную музыку соединил с народными текстами.
В 1850-х годах формируется объединение «Могучая кучка», продолжавшее дело Глинки. Кружок возглавил композитор Милий Балакирев.
В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).
Русские народные песни — важная составляющая фольклора, песни, передающиеся из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.
Основные известные жанры русских народных песен:
- Былины. Это эпические песни о героях-богатырях.
- Обрядово-календарные — масленичные, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
- Обрядово-семейные — свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
- Лирические. Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
- Частушки. Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).
В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:
- Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
- Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
- Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
- Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).
Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:
- Представители всех слоёв общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
- Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
- Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.
Вокальные технологии русской песни
Хотя ранее мы и говорили, что народное пение не есть музыка, тем не менее музыкальная часть в современном понимании присутствует. И выражается она в самых различных аспектах.
- Многоголосие
В народном варианте многоголосие может быть различно. И во всех случаях каждый поет что-то свое, личное. Иногда голоса идут в песне так близко, что только современная технология записи позволяет это понять и зафиксировать. А народные певцы считают, что поют на «один голос» либо на «два голоса». Хотя в реальности — это до десятка и более голосов в современном понимании.
2. Мелодия
Мелодия песни формируется на основании народных ладов. В наиболее древних образцах народного творчества может быть всего два-три звука. Чаще всего — пять-шесть. Но как мы уже видели раньше, мелодия в песне — не главное, это вспомогательный материал, акцентирующий внимание на словах, стихе.
3. Стих
Стих народной песни тоже необычен. Он часто не имеет привычной нам рифмы. И по количеству слогов он не так строг. Стих, написанный и прочитанный на бумаге, может выглядеть странно и непонятно. Но на то нам и нужна мелодия со своим ритмическим построением, чтобы «улучшить» восприятия стиха. Особенно это заметно на протяжной лирической песне. К сожалению, такой стиль сегодня чаще служит источником пародий и насмешек.
Вот такая она, русская песня, загадочная и неизвестная. Она настолько разнообразна и многолика, что понять ее во всех гранях за всю жизнь очень тяжело даже профессионалу.