Одним из наиболее древних русских ремесел является плетение из лыка. Особенно лыко было необходимо для плетения непромокаемой обуви — лаптей. Крестьяне в Вятке не были исключением, они носили лапти, которые привязывались к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались сами лапти. Кстати, отличались они крайне низкой себестоимостью, ввиду обилия материала и простоты изготовления и недолговечностью.
Плетение из лыка
В Вятском крае крестьяне издавна использовали лыко для плетения, прежде всего, лаптей, считавшихся обувью беднейшей части населения. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Поэтому широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры многих лиственных деревьев, например, липы, березы, вяза, дуба, ракиты и других.
В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники… Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.
Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку). Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными оборами (тесьмой) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными крестьяне считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.
Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение – «косую решетку», тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип – прямое плетение, или «прямая решетка».
Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки (отсюда и известное выражение «ободрать как липку»).
Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб.
Из воза лык – от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом – получалось приблизительно 300 пар лаптей. Скорость плетения лаптей также была разной и зависела от мастерства, таким образом, крестьянин мог сплести от двух до десяти пар в день.
Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок – кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Связать петли мастера старались так, чтобы после продержки обор, они не кривили лаптя и не трудили ноги на одну сторону.
Искусные вятские мастера целыми возами продавали свой товар на ярмарках.
С развитием промышленного производства обуви, ее удешевлением необходимость в лаптях отпала. Во второй половине ХХ века уже трудно было найти мастера, который бы умел их плести.
В 1970-х годах в Кировском производственном объединении по организации надомного труда «Умелец» была сделана попытка решить эту проблему. На предприятии работало несколько мастеров, которые небольшими партиями изготавливали сувенирные лапти разного размера, в том числе и миниатюрные в 1 – 2 см.
В настоящее время при Благотворительном фонде «Народный дом», работающем в поселке городского типа Кильмезь, активно действует центр по производству лаптей.
Ежегодно в июле в селе Кильмезь проходит Межрегиональный фестиваль мастеров народных художественных промыслов «Вятский лапоть». В 2022 году фестиваль состоялся 12-ый раз. В фестивале принимают участие множество мастеров из Кировской области и других регионов России. Цель мероприятия — популяризировать народные промыслов и помочь мастерам реализоваться, привлечь внимание к их творчеству и продукции.
В наши дни лапти – отличный сувенир, напоминающий нам о жизни и ремесле наших предков. Особый, практический, интерес проявляют к старинной русской обуви участники самых разных фольклорных коллективов и отдельные частные лица, занимающиеся реконструкцией старинного быта.