1. Задания для определения эмоционального состояния
Ребенок показывает карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ребенка в процессе занятия. Можно использовать смайлики, картинки с улыбкой, грустным выражением лица, цветовые карточки и т.д.
«Дерево чувств» – ребенку (детям) предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.
«Море радости» или «Море грусти» Сказать ребенку: «Пусти свой кораблик в море по своему настроению» (синий – море радости, желтый – море грусти).
2. Задания на развитие мелкой моторики рук
— работа с шариками, кубиками, матрешками, пирамидками, клавиатурой, штриховка, конструирование и аппликация, раскрашивание, рисование на листе бумаги.
— работа с иголкой (вышивка изделия, «игра» с иголкой – прокол твердого картона или наоборот прокол мягкого материала, по очереди обеими руками);
— игры с крупой (ребенок перебирает различные крупы в мешочке и определяет, что за крупа там находится);
— перекладывание бисера или бусин разного размера из одной тары в другую (можно на скорость, на время).
— игры с пуговицами (сортировать пуговицы по размеру, цвету, одинаковые, перекладывать из одной тарелочки в другую, разложить пуговицы по контуру рисунка и т.д.)
— игры с камушками (шишками) (подбирать одинаковые, по размеру, цвету, выложить дорожку и др.)
— игровые задания по застегиванию и расстегиванию различных видов застежек, шнуровке и т.д.
3. Пальчиковая гимнастика
«Засолка капусты» | |
Мы капусту рубим, рубим | Движения прямыми кистями вверх-вниз. |
Мы морковку трем, трем | Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя. |
Мы капусту солим, солим | Имитировать посыпание солью из щепотки. |
Мы капусту жмем, жмем | Сжимать и разжимать пальцы. |
«Репка» | |
Репку мы сажали | Пальцами как будто роем лунку на детской ладошке |
Репку поливали | Имитируем, как льется вода из лейки |
Вырастала репка | Выпрямляем постепенно пальчики |
Хороша и крепка! | Ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону |
Вытянуть не можем, Кто же нам поможет? Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух! | Расцепили руки, потрясли кистями |
«Пальчики в лесу» | Дети держат перед собой левую, а затем правую руку ладонью к себе |
Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять. Этот пальчик гриб нашел. | Загибают мизинец. |
Этот пальчик чистить стал. | Загибают безымянный палец |
Этот резал. | Загибают средний палец. |
Этот ел. | Загибают указательный палец |
Ну, а этот лишь глядел. | Загибают большой палец и щекочут ладошку |
«Индюк» | |
Индюк из города идет, Игрушку новую везет. | Пальчики обеих рук «идут» по столу. |
Игрушка не простая, Игрушка расписная. | Хлопают в ладоши |
«Жук» | |
Жук сидит на веточке. Вы не бойтесь, деточки. | Cжать кулачек |
Попробуйте-ка сами пошевелить усами! | Указательный палец и мизинец развести в стороны «усы» шевелить «усами». |
«Бутон» | |
Раскрывается бутон, | подушечки пальцев обеих рук сомкнуты. Ладошки немного округлые. Получается «бутон». |
Получается пион | Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немого прогнуть. Получается цветок |
4. Дыхательная гимнастика
Упражнение «Ветерок» | |
Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу | руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос |
Хочу налево посвищу | повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть |
Могу подуть направо | голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох |
Могу и вверх | голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох |
И в облака | опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот |
Ну а пока я тучи разгоняю | круговые движения руками |
Повторить 3-4 раза. | |
Упражнение «Часики» Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз. | |
5. Зрительная гимнастика
«Тренировка» | |
Раз – налево, два – направо, | Посмотреть влево, вправо. |
Три –наверх, четыре — вниз. | Посмотреть наверх, вниз |
А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. | Круговые движения глазами: налево – вверх– направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз |
Взгляд направим ближе, Дальше, тренируя мышцу глаз. | Поднять взгляд вверх. |
Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! | Опустить взгляд вниз Быстро поморгать |
«Елка» | Выполняют движения глазами |
Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. | Посмотреть снизу вверх |
У нее большие ветки. Вот такой ширины. | Посмотреть слева направо |
Есть на елке даже шишки, А внизу – берлога мишки. | Посмотреть вверх. Посмотреть вниз |
Зиму спит там косолапый, И сосет в берлоге лапу. | Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз Повторить 2 раза. |
6. Динамические паузы
«Зайцы» | |
Зайцы бегали в лесу | бег на месте |
Повстречали там лису | повилять «хвостиком» |
Прыг-скок, прыг-скок, | прыжки на месте |
Убежали под кусток. | присесть |
«Танцевальные движения» | |
Включить музыку и ребенок двигается, так как ему хочется, попросить его раскрепоститься, снять лишнее напряжение. |
7. Игры на развитие мелкой моторики рук
Игра «Самый ловкий»
Цель: Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
Оборудование: Две картонные коробки, шарики диаметром 2—3 см, сачок для аквариума.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку шарики в коробке (вначале не более трех предметов) и говорит, что их можно одной рукой переложить сачком в другую коробку, показывает, как сделать. Потом предлагает ребенку стать ловким и выполнить те же действия.
Игра «Мозаика»
Цель: Учить детей хватанию щепотью, познакомить с указательным типом хватания, развивать внимание, подражание, умение анализировать и воспроизводить несложный образец.
Оборудование: Набор мозаики (формы шестигранные), мелкие сюжетные игрушки (матрешки, зайчики, куколки и др.).
Ход игры. Взрослый показывает ребенку доску для мозаики, обращает внимание на дырочки. Берет один элемент мозаики и дает рассмотреть шляпку и штырек («как грибочек»). Показывает, как вставлять форму в отверстие доски. Дает ребенку набор и предлагает вставить элементы в дырочки.
Ребенок выкладывает дорожку для матрешки, и она по ней гуляет, затем домик для зайки, цветочек для куклы и т. п.
Когда ребенок научится выполнять эти задания по подражанию, они действуют по образцу.
Игра «Бусы для куклы»
Цель: Развивать у детей соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Оборудование: Крупные бусы, цветная проволока, леска.
Ход игры: Взрослый обращает внимание ребенка на куклу, сидящую в игровом уголке, говорит, что ей нужны бусы. Дает ребенку бусы, цветные проволочки и показывает, что одной рукой надо взять бусинку, а другой проволочку, найти отверстие в бусинке и продеть через него проволочку. Помогает ребенку надеть первую бусинку. Затем ребенок работает самостоятельно. Концы проволоки соединяет взрослый. После этого бусы надевают на куклу.
Игра «Помоги Незнайке»
Цель: Учить детей застегивать пуговицы; продолжать развивать мелкие движения рук; формировать положительное эмоциональное отношение к игре и целенаправленность действий с предметами.
Оборудование: Картонный лист (размер в половину тетрадного) с изображением Незнайки, на некотором расстоянии от Незнайки прикреплена крупная пуговица, 4 лепестка из плотной цветной материи к каждому лепестку пришита матерчатая петля (петля может быть прорезана в самом лепестке).
По мере усвоения игры к картонке пришивают 2—4 пуговицы, увеличивается и количество лепестков.
Ход игры: Взрослый показывает Незнайку и говорит, что он хочет собрать из лепестков цветок, но сам не умеет, надо ему помочь. Затем объясняет ребенку, как, последовательно надевая петли лепестков на пуговицы и распределяя их вокруг пуговицы, составить красивый цветок. Незнайка радуется и благодарит. Затем ребенок самостоятельно присоединяет лепестки к пуговицам. При необходимости прибегает к совместным действиям.
8. Игры и задания на развитие внимания, зрительного восприятия
Задание «Найди пару»
Цель: учить детей различать геометрические формы по цвету, форме, воссоздавать целостное изображение предмета по образцу,
Ход: Ребенку предлагается по парным картинкамнайти пару «Мама-детеныш», «Большой-маленький», «Кубик-кубик», «Красный-красный» и т.д. Можно разыграть любую ситуацию в ходе этой игры.
Примечание: В ходе задания подбираем и обыгрываем 1 вид парных картинок.
Задание «Вопрос – ответ»
Цель: учить детей ловить мяч, отвечать на вопросы, сравнивать
Ход: Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопросы:
Какое из животных больше – лошадь или собака?
Утром люди завтракают, а вечером?
Днём на улице светло, а ночью?
Небо голубое, а трава?
Черешня, груши, сливы, яблоки…- это что?
На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
Игра «Чего не стало?»
Цель: учить детей следить взглядом за перемещением предметов, развивать внимание и наблюдательность.
Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.
Игры «Назови» (Подобрать для игр карточки или игрушки)
— Игра «Назови одним словом»
Цель: учить детей обобщать понятия, накапливать активный словарь
Ход: Взрослый называет несколько слов и предлагает ребенку назвать их одним словом. Например: Кубики, мяч, кукла — это игрушки. Малина, клубника, смородина – это ягоды.
— Игра «Какого цвета?»
Цель: учить детей распознавать и называть цвета, подбирать их к предмету, развивать зрительное восприятие.
Ход: Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, синего, оранжевого) цвета. Например: красное – яблоко, красный шарик и т.д.
— Игра «Какой формы?»
Цель: учить детей находить предметы круглой (квадратной, треугольной, овальной) формы, сравнивать их, развивать зрительное восприятие.
Ход: Предложите ребенку назвать предметы круглой (квадратной, треугольной, овальной) формы. Например: круглое яблоко (мяч, колесо и т.д.)
Другой вариант игры: взрослый называет предмет, а ребенок говорит, какой формы этот предмет. Например: огурец (какой формы) – овальный и т.д.
Примечание: в ходе обыгрывания берем 1-2 вида разной формы.
— Игра «Съедобное-несъедобное»
Цель: учить детей определять по картинкам и на слух подходящие слова
Ход: Взрослый называет предмет, а ребенок определяет можно его съесть или нет. Например: груша – съедобный, карандаш – несъедобный.
Другой вариант игры: взрослый называет сразу три предмета, а ребенок выбирает, что съедобное (несъедобное) Например: ручка, солнце, яблоко.
— Игра «Смотри»
Цель: помочь ребенку концентрировать внимание на предмете, развивать зрительное восприятие.
Для этого вам понадобятся яркие игрушки (10 шт) .
Ход: Расставьте игрушки на верхний уровень (полка, горка, стенка) в ряд. Посадите ребенка к игрушкам и расскажите эмоционально про каждую. «Вот лягушка, ква, ква, ква», «Вот уточка кря, кря,кря», «Вот зайчик попрыгайчик». Вот их как много. Можно предложить посчитать игрушки. Расставить на разные места, полочки.
— Игра «Кубики»
Цель: формировать у детей умения в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход: Детям раздаются кубики разного цвета и размера. Дети их рассматривают. После этого дети с кубиками шагают под звук бубна или музыку. По сигналу дети с кубиками такого цвета, как у взрослого, подходят к нему. Меняя кубики, взрослый собирает вокруг себя разные группы детей.
Примечание: Кубики можно заменить на фонарики, платочки, флажки и т.д.
9. Игры и задания на развитие пространственной ориентировки
Игра «Тут и там»
Цель: Учить детей ориентироваться в пространстве, произносить фразы из двух слов.
Ход: Сядьте вместе с ребенком за стол. Покажите ребёнку игрушечного зайчика и скажите: «Это зайка. Зайка скачет – прыг-скок, прыг-скок!» (Прыжками перемещайте зайца до края стола, а затем быстро уберите игрушку под стол.) Скажите ребенку: «Нет зайки. Где зайка?» После небольшой паузы радостно сообщите: «Там зайка!» и загляните под стол. (Ребенок тоже посмотрит под стол.) Достаньте игрушку из- под стола и скажите ребёнку: «Тут зайка!» Продолжая игру, несколько раз подряд то прячьте, то доставайте игрушку из-под стола. При этом каждый раз произносите фразы: «Тут зайка!» или «Там зайка!». Когда в очередной раз зайчик будет спрятан под стол, спросите ребёнка: «Где зайка?» На что ребёнок, скорее всего, ответит: «Там зайка!» Затем достаньте игрушку и вновь спросите: «Где зайка?»
Ребенок ответит: «Тут зайка!» Действия и вопросы повторяйте несколько раз, после чего отдайте ребенку игрушку, чтобы он сам продолжил игру.
Игра «Разложи по полочкам»
Цель: Учить детей ориентироваться в пространстве, называть предметы посуды
Ход: персонаж бабушка Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.
Игра «Дождь идет»
Цель: Учить детей продевать тесьму в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу; развивать мелкие движения, ориентироваться на различных плоскостях; соблюдать направление движений по диагонали; продолжать создавать эмоционально положительное отношение к игровому заданию и результату своих действий.
Оборудование. Лист картона с изображением травки и грибка (на листах сверху закреплены три тесьмы, от каждой вниз по диагонали листа идет по пять дырочек, в которые должна продеваться тесьма — «дождик»); все три линии должны быть параллельны, фигурка зайчика из картона.
Ход: Взрослый берет свой лист картона и показывает, как по травке гуляет зайка. «Ой, пошел дождь»,— говорит он, переворачивает лист и показывает детям, как протянуть тесьму, чтобы получился дождик. При этом обращает внимание на то, что дождик идет сверху вниз по диагонали — и каждая тесьма протягивается в свои прорези, все они укладываются рядом. Затем дает ребенку лист картона и он с помощью взрослого выполняет задание. После этого взрослый переворачивает лист и говорит: «Опять дождик пошел, прячь скорей своего зайчика». Ребенок прячет зайчика.
По такому же принципу проводится игра «Проводи цыпленка к курочке» (зайчонка к зайчихе, щенка к собаке и т. д.). В каждом случае можно менять количество прорезей и направление в расположении тесьмы: по вертикали, горизонтали, диагонали.
10. Графические задания на листе бумаги
Цель: Учить детейориентироваться на листе бумаги, определять направления.
1 Задание: найди и зачеркни все круги, звезды, плюсы, звездочки, треугольники. Если ребенок умеет считать и писать, записать, сколько чего вычеркнул.
2 Задание: нарисуй предметы в ту сторону, как показано стрелочкой.
3 Задание: проведи дорожку от бабочки к цветку, как показано на образце.
4 Задание: Назови, что где находится. (Яблоко в верхнем левом углу, солнышко в верхнем правом углу, гриб в нижнем левом углу, мяч в нижнем правом углу, дерево (яблоня) в центре (середине)
11. Игры на развитие слухового внимания
Игра «Близко-далеко»
Цель: развивать у детей слуховое внимание, остроту слуха.
Ход: взрослый за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)
Игра «Что я делаю?»
Цель: Учить детей сопоставлять действия со словами, активизировать использование звукоподражания.
Ход: Покажите ребёнку, как можно обозначить хорошо знакомые ему действия с помощью определённого сочетания звуков.
Произносите характерные слоги: «Ам-ам!», «Куп-куп!», «Бай-бай!» и прочее. Ребёнок пусть покажет или укажет действие, изображенное на картинках: приём пищи, купание, сон, ходьба, прыжки, стук , пение и т.д.
Игра «Птички»
Цель. Учить детей подражать действиям взрослого, развивать эмоциональный контакт взрослого и ребенка.
Ход: Взрослый приглашает всех детей подойти к нему: «Делайте, как я. Полетим, как птички»,— говорит он и поднимает руки в стороны, взмахивает ими, бежит по комнате, увлекая за собой детей. Они повторяют движения. Тем, кто не выполняет нужных движений, взрослый поднимает их руки, помогает ими действовать. Потом говорит: «Птички клюют зернышки». (Присаживаются на корточки.) Делайте так». (Стучит рукой по полу.) Дети подражают. Игра повторяется 2—3 раза.
Игра «Чей голосок?»
Цель: Игра стимулирует ребенка подражать голосам разных животных.
Ход: Каждое животное «разговаривает» по-своему: кошка говорит: «Мяу!», собака: «Ав!», корова: «Му!», лошадь: «И-го-го!», свинья: «Хрю!», коза: «Ме!», овца: «Бе!», курица: «Ко-ко!», петух: «Ку-ка-ре-ку!», цыпленок: «Пи-пи!», гусь: «Га-га!», утка: «Кря-кря!»
Ребёнок по звукоподражаниям на изображениях (или игрушку) отыщет нужного животного.
12. Задания на формирование базовых графических навыков
Цель: учить детей проводить различные линии по подражанию действиям взрослого, проводить линии по предложенному образцу; копировать, дорисовывать, обводить, штриховать контуры предметов, выполнять задания по речевой инструкции на листах бумаги или в тетрадях.
1 Задание. Обведи предметы по контурам
2 Задание. Обведи печатные буквы по клеточкам
3 Задание. Дорисуй животных по образцу.
4 Задание. Дорисуй картинку и раскрась
13. Применение информационных технологий
Применение в работе презентаций, фрагментов видеофильмов — это позволяет сделать работу более продуктивной и эффективной. На слайдах можно поместить необходимый материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения, создание ситуации успеха обеспечивают решение образовательных задач с разных сторон: формирование положительной учебной мотивации; повышение познавательной активности обучающихся; активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс; развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления и т.д.