Ни для кого не секрет, что «особым» детям труднее дается обучение, они, как правило, составляют группу слабых учеников. Поэтому самым главным приоритетом в работе с «особыми» детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
У большинства «особых» детей отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому необходим поиск и использование разных форм, методов и приёмов обучения.
Общие принципы и правила:
1. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
2.Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (физкультминутки, просмотр презентаций, разговор на отведенные темы, прослушивание музыки и т.д.)
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность детей, развивающих их устную и письменную речь.
4. Проявление педагогического такта (общаться с ребенком на позитивных нотах, никогда не повышать на него голос, быть сдержанным, вежливым, доброжелательным).
Методы организации и осуществления деятельности
— словесные (рассказ, беседа);
— наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);
— практические занятия (упражнения, задания и т.д.)
— самостоятельная работа и работа под руководством взрослого.
Методы стимулирования и мотивации деятельности (т.е. вовлечение детей в процесс общения):
— игровые ситуации, требующие оказания помощи какому-либо персонажу (разъяснить, научить, убедить);
— дидактические игры;
— игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться друг с другом, встать на место другого;
— разного вида гимнастики, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы;
— создание ситуаций успеха (если сегодня что-то не получилось, то получится в следующий раз).
Мотивация становится положительной только в том случае, если эта деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно. Требуется постоянная похвала ребенка, даже если что – то получилось не так как требовалось. Вместе исправим, получится обязательно!
Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Методы и приемы создания ситуации успеха
— Доступность понимания изучаемого материала
— Доступное объяснение материала
— Обязательное использование наглядности
— Личностно ориентированный подход
— Поощрение за любые достижения
— Создание благоприятной среды
— Словесная поддержка
— Установка на позитивное решение проблемы
Создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения ребенка к процессу обучения.
Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Поэтому поиск и использование разных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности образовательного процесса в работе.