Обслуживание людей с ограниченными возможностями здоровья (далее – люди с ОВЗ, либо инвалиды) является неотъемлемой частью деятельности любой библиотеки. Именно здесь люди с ОВЗ могут просто отдохнуть, найти свой круг общения, интересно провести время, а также получить необходимую информацию по различным вопросам. Закономерно, что работа с данной категорией пользователей требует особого подхода, специфических знаний, умений, навыков от библиотечных специалистов.
Существует ряд документов, гарантирующих социально незащищённым группам населения, наряду с другими гражданами, право на свободный и равный доступ к информации, к системе библиотечного обслуживания и прежде всего, это Федеральный закон от 29.12.1994 78-ФЗ «О библиотечном деле» права особых групп пользователей (ст. 8). А так же — Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (п. 2). В них говорится, что «Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках».
Одной из основных задач библиотеки является обеспечение инвалидам беспрепятственного доступа ко всем формам библиотечного обслуживания.
В связи с этимосновные направления организации библиотечного обслуживания инвалидов,должны включать в себя следующее:
- организация доступа к библиотеке с помощью специальных архитектурных решений. Основные зоны обслуживания читателей (абонемент, читальный зал), вспомогательные помещения (вестибюли, зоны отдыха, курительные и санузлы) должны быть доступны для инвалидов;
- выявление и формирование круга потенциальных пользователей, которые нуждаются в услугах библиотеки, и их характерных особенностей как читателей;
- организация внутреннего комфортного пространства библиотеки, предполагающая свободный доступ к фондам, самостоятельной работе с СБА, получение информации в доступных для инвалида форматах и т.д.;
- организация формирования фондов, основанная на устранении информационных барьеров (пользователям с недостатками зрения необходимы книги, изданные шрифтом Брайля, тактильные, а также «говорящие» книги, изготовленные с использованием современных цифровых форматов).
- организация подготовки библиотечных кадров необходимыми базовыми знаниями для работы с инвалидами разных категорий (основами психологии инвалидов, основами дефектологии, этикой общения и сопровождения инвалидов);
- организация специальных библиотечных услуг (надомное обслуживание, организация рабочего места незрячего специалиста проч.);
- создание библиотечного веб-сайта, доступного незрячим пользователям;
- координация работы и проведение совместных мероприятий с различными организациями, ведущими работу по адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья (реабилитационные службы, специальная библиотека, социальная защита и проч.).
Массовая работа является важным звеном, связующим библиотеку и инвалидов любых категорий. Но при подготовке мероприятия всегда необходимо учитывать, для какой категории инвалидов проводится мероприятий. Например, для инвалидов специфичным являются подготовка, встреча, сопровождение инвалидов во время мероприятия, тематическая направленность, тифлокомментирование происходящего. Для инвалидов по слуху необходимо иметь специальные устройства (систему для людей с нарушением слуха) либо приглашать сурдопереводчика. Для инвалидов-колясочников обязательно предусмотреть заранее определённое расположение в зале и прочее.
Важно подчеркнуть, что для осуществления библиотечного обслуживания инвалидов используются различные формы работы, как традиционные, так и новые креативные:
— разрабатываются специальные образовательные программы, проекты различной направленности;
— ведётся клубная деятельность;
— организуются выставки, мастер-классы;
— проводятся различного рода консультации;
— осуществляются выезды и выходы в музеи, театры и прочее.
Главное условие — тема должна быть интересна, близка и понятна. Мероприятие строится на эмоциях, чувствах, фактах, которые бы западали в душу и запоминались. Тексты должны быть простыми в восприятии, следует убирать труднопроизносимые, непонятные слова.
Необходимо знать, что инвалиды, в т.ч. и незрячие, достаточно активные люди. Они любят участвовать в подготовке мероприятия. Многие необычайно талантливы: сами пишут стихи, сочиняют музыку, поют, танцуют. Их можно привлекать к участию в проведении мероприятия.
Наряду с традиционными формами мероприятий можно проводить игровые мероприятия: интеллектуальные викторины, творческие и литературные конкурсы, игры «Что? Где? Когда?» и брейн-ринги, где главные участники – это незрячие читатели-инвалиды. Только нужно учитывать уровень образования и сферу интересов большинства незрячих интеллектуалов. Подобные игры нравятся не только молодежи, но и людям пожилого возраста. Основная проблема заключена только в разработке вопросов для знатоков клуба — интересных, остроумных, оригинальных, заставляющих логически думать и анализировать.
Считается, что инвалиды ограничены в своей жизнедеятельности. Вместе с тем, для незрячих людей вполне реальна организация турслётов, походов на природу, паломнические поездки, а также участие в театральных кружках и мастер-классов по рукоделию, например: вышивание крестиком; рисование; изготовление декоративных цветов и мягких игрушек; плетение из лозы и бисера; лепка.
В обслуживании людей, которым недоступно посещение библиотеки, практикуются внестационарные формы работы, которые Обслуживание этой категории читателей может строиться на основе заказа книг по телефону, согласования графика посещений, информирования о новых поступлениях и др.
Библиотеки, имеющие опыт такой работы, часто пользуются услугами волонтёров, прежде всего, для обслуживания инвалидов на дому и проведения различных мероприятий, например приуроченных к:
- Международному дню инвалидов (3 декабря);
- Международному дню слепых (13 ноября);
- Международному дню глухих (24 сентября);
- Дню пожилых людей (1 октября);
- Международному дню защиты детей (1 июня);
- Декаде инвалидов (1-10 декабря).
Важно понимать, что для качественного и эффективного библиотечного обслуживания людей с ОВЗ, также как и для обычных читателей, необходимо:
— вести творческий поиск новых, нетрадиционных подходов к
социокультурной реабилитации инвалидов, делая акцент на интерактивные,
адресно-ориентированные технологии;
— повышать квалификацию библиотечных специалистов в вопросах
организации обслуживания инвалидов, организовывать тренинги и семинары
на базе передовых (специализированных) библиотек;
— продолжать пополнение библиотечных фондов специальными изданиями и оборудованием, усилить работу по ведению библиографических, информационных и фактографических баз данных для инвалидов;
— развивать социальное и профессиональное партнѐрство со всеми
заинтересованными учреждениями и организациями в интересах
социокультурной реабилитации;
— совершенствовать информационную работу со структурами власти, средствами массовой информации, расширять просветительскую работу среди населения регионов по формированию толерантного отношения к инвалидам;
— привлекать к работе специалистов для раскрытия творческого потенциала людей с ОВЗ путем использования различных досуговых
форм и методов массовой работы;
— организовывать взаимодействие специалистов (библиотекарей, массовых работников, дефектологов, педагогов, психологов, социальных работников и т.д.) для разработки методик обслуживания инвалидов и МГН и повышения качества предоставляемых информационно-библиотечных услуг.