Привлечение людей с нарушениями зрения в число пользователей библиотеки во многом зависит от того, насколько полно в процессе библиотечного обслуживания считываются их информационные потребности и психофизические особенности. Общение библиотекаря с отдельным читателем проявляется в процессе его обслуживания. Рекомендуем основные правила по общению библиотекаря с людьми данной категории.
1. Общение начинается с установления контактов. Как правило, библиотекарь связывается с незрячим по телефону или высылает письменное приглашение. Разрабатывая приглашение, важно продумать текст обращения, стараясь избегать официальности, чтобы люди, имеющие недуг, почувствовали искреннее внимание и заботу. Следует иметь в виду, что далеко не все инвалиды и члены их семей с готовностью идут на контакт, так как многие из них с недоверием относятся к попыткам привлечь их в библиотеку и не верят в возможность устранения психологических барьеров, или же они совсем не хотят получать какую-либо информацию.
2. При записи в библиотеку постарайтесь получить как можно больше сведений о том, какими услугами читатель хотел бы воспользоваться: надомный, заочный абонемент; какими техническими средствами он располагает и, соответственно, какие формы и виды изданий ему удобнее получать – «брайлевские» (напечатанные шрифтом Брайля), «говорящие» (аудиозаписи) — на кассетах или дисках, периодику, музыкальные записи.
3. При оформлении читательского формуляра вопросы незрячему человеку о состоянии здоровья, группе инвалидности и дополнительных заболеваниях следует задавать крайне осторожно. Если читатель замкнут, начинает нервничать, лучше отложить вопросы до следующего визита и ограничиться вопросами об образовании, профессии, месте жительства и т.п. И всё же при первой беседе постарайтесь выяснить состав семьи незрячего читателя, как зовут его близких родственников, кто его будет сопровождать в библиотеку, если он не ориентируется самостоятельно. Все данные о читателе обязательно пригодятся вам при дальнейшей работе с ним: не надо будет постоянно интересоваться его читательскими интересами, а, задав вопрос о самочувствии мужа (жены, родителей) или как растут дети (внуки), можно устранить психологический барьер в общении с особым читателем.
4. При разговоре с незрячим не избирайте посредником его сопровождающего или родственников, а обращайтесь непосредственно к нему. После записи читателя в библиотеку обязательно ознакомьте его с помещением, негромко расскажите ему, как расставлена мебель, и кто еще присутствует в помещении. Коротко и четко опишите место, где сейчас находитесь или куда должен зайти инвалид. Например, «При входе в зал в пяти метрах от двери слева находится Ваше кресло». Избегайте в разговоре расплывчатых инструкций типа «Это недалеко от Вас», «Книга лежит на столе». Старайтесь быть точными: «Книга лежит посередине письменного стола, который находится перед Вами в двух метрах». Покажите, как он может пройти, например, из абонемента в читальный зал или другое помещение.
5. Если Вы с незрячим пользователем зашли в помещение, то следует информировать о находящихся там людях. Не оставляйте его без сопровождения в незнакомом помещении. Не уходите молча, обязательно сообщите, что с ним будут работать другие сотрудники. В том случае, когда вы входите в помещение, где находится незрячий, поприветствовав его, не спрашивайте, узнал ли он Вас. Всегда следует сразу представиться. Имейте в виду, что для незрячих важен строго установленный порядок в помещении обслуживающих отделов. Старайтесь, чтобы предметы, которыми пользуется незрячий читатель, находились в помещении на определенных местах (например, стул, кресло у кафедры выдачи).
6. Очень часто незрячие просят библиотекаря что-то прочесть ему. Чтец является «глазами» слепого, поэтому не заменяйте чтение пересказом содержания. Вы обязаны внимательно читать все: названия, даты, комментарии, документы – от заголовка до последнего предложения, ничего не пропуская. Если будет необходимость, незрячий сам попросит об этом. Читающий должен воздерживаться от комментариев прочитанного. При чтении личной корреспонденции необходимо сначала назвать имя отправителя, если оно указано. Незрячий сам решит: читать письмо или нет.
7. Если незрячий просит дальше письмо не читать, предвидя, что это сделает кто-то другой, читающему тут же следует прекратить чтение и дальше не читать письмо глазами. Читающий корреспонденцию, не должен распространять содержание прочитанного. Если Вы даете что-либо незрячему в руки, то сообщите ему, куда он может этот предмет потом убрать. Если знакомите незрячего с каким-либо предметом, не водите с силой его руку по поверхности, а слегка направьте руку на предмет, создайте такие условия, чтобы незрячий мог свободно потрогать его руками. Делитесь с незрячим увиденным. Не отказывайте им в общении. При рассказе не следует избегать цветовых понятий. Поздноослепшие сохраняют представления о цвете, а для слепорожденного цветовые описания будут представлять цветовые символы натуральных предметов. Например, зеленой травы, белого снега и т.п. Если при общении с незрячими людьми Вы сомневаетесь, что правильно, а что неправильно, не смущайтесь. Если не знаете, как поступить, просите об этом своего собеседника. Не бойтесь задеть его этим – ведь вы показываете, что искренне заинтересованы в общении.
Приятного всем общения!