К специалисту, работающему с людьми с ограниченными физическими возможностями, предъявляются высокие требования. Он должен владеть не только библиотечными и адаптивными технологиями, но и навыками социальной и педагогической работы, иметь базовые знания в области медицины и психологии.
Специфика незрячих читателей заключается, прежде всего, в том, что потеря или нарушения зрительных функций у человека ведут к нарушениям взаимодействия со средой. В связи с этим процессы познания, формирования сенсорного опыта у слепых и слабовидящих замедлены, имеют свои особенности. На индивидуальность незрячего оказывают влияния причины потери зрения; возраст, в котором наступила слепота; состояние зрительных функций; характер течения глазного заболевания и его прогноз; наличие сопутствующих заболеваний. Эти же факторы являются определяющими при выстраивании межличностных отношений. В частности, врожденная или рано приобретенная слепота затрудняет образование социальных связей и отношений, а появление дефекта у человека со сложившимися связями и навыками общественного поведения ведет к их разрыву, смещению.
В качестве компенсации отсутствия зрения у них развиваются слуховая память, способность запоминать объекты, обследованные на ощупь. Если зрячий составляет представление об окружающих, в первую очередь, через внешние признаки, то у слепого этот процесс идет в обратном направлении. По отдельным деталям, движениям, поведению, внутренним свойствам у незрячего складывается представление о внешности. Наряду с компенсаторными способностями у слепого обостряется внимание к «мелочам». Он улавливает мельчайшие подробности, чтобы на их основе сделать необходимые выводы.
Разговаривая с кем-либо, слепой воспринимает на слух не только речь собеседника, но одновременно фиксирует и другие звуки, ведь его слух находится в постоянной работе.
При нарушениях зрения изменяются способы восприятия человеком окружающего предметного мира, может снижаться уровень адекватности отражения. Слепые и слабовидящие испытывают трудности не только в познании окружающего мира, но и выполнении различных социальных ролей, так как из-за отсутствия или слабого зрительного контроля не всегда могут усваивать общепринятые формы поведения, навыки, действия путем подражания, как зрячие и без посторонней помощи исправлять недостатки.
За годы отсутствия зрительного восприятия у человека ослабевает внимание к своим действиям, движениям. Постепенно это перерастает в нежелательную привычку и осложняется невозможностью зрительно контролировать окружающую обстановку. В результате появляются не нужные движения: раскачивание корпусом, похлопывание руками, притопывание и др. Такие привычки нельзя рассматривать как неизбежность при слепоте. Это является больше индивидуальной особенностью. Важно помнить, что первое впечатление о человеке, собеседнике, в том числе библиотекаре, у незрячего складывается от звучания голоса. Тембр, окраска создают впечатление о внешности человека, походка, рукопожатие, движение при оказании помощи незрячему – о характере, а манера говорить, грамотность речи – об интеллекте.
Таков в общих чертах психологический портрет данной категории читателей.