К категории детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) относятся:
- Дети с заболеваниями нервной системы:
— с детскими церебральными параличами;
— с последствиями полиомиелита;
— с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями (миопатия, рассеянный склероз и др.).
- Дети с врожденными патологиями опорно-двигательного аппарата:
— врожденный вывих бедра;
— кривошея;
— косолапость и другие деформации стоп;
— аномалии развития позвоночника (сколиоз);
— недоразвитие и дефекты конечностей;
— аномалии развития пальцев кисти;
— артрогрипоз.
- Дети с приобретенными недоразвитиями или деформациями опорно- двигательного аппарата:
— травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей;
— полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);
— системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
При всем разнообразии врожденных и приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим является двигательный дефект, задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций, которые имеют различную степень выраженности:
— при тяжелой степени дети не овладевают навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Навыки самообслуживания у них не сформированы;
— при средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но передвигаются неуверенно, часто с помощью специальных ортопедических приспособлений (костылей, канадских палочек и т.д.). Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции (наиболее многочисленная группа);
— при легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно себя чувствуют в помещении и на улице; навыки самообслуживания сформированы, у них достаточно развита манипулятивная деятельность, но могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, насильственные движения.
Часть детей с такой патологией не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.
Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами.
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка.
ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга на ранних этапах развития (во внутриутробный период, в момент родов и на первом году жизни). Двигательные расстройства у детей с ДЦП часто сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, с нарушениями функций других анализаторов (зрения, слуха). Поэтому эти дети нуждаются в лечебной, психолого-педагогической и социальной помощи.