Дислексией называют распространенное (5-10% детей школьного возраста) специфическое расстройство способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом под диктовку.
У дислексиков зачастую нет опыта пользования библиотекой и библиотечных привычек. Они не получают удовольствия от чтения и не понимают информационной, досуговой и образовательной ценности библиотеки.
Основная задача библиотеки – дать понять читателю, что она представляет собой нечто большее, чем просто собрание печатных книг на полках, и обеспечить тем, кто испытывает трудности при чтении, доступ к печатным материалам различными способами, включая использование новых технологий.
1. Пространство библиотеки:
• Любому посетителю будет комфортнее, если в здании понятная система указателей, используются пиктограммы. Проследите, чтобы текст на указателях не был набран одними заглавными буквами, курсивом. Не используйте подчёркивание.
• Создайте в библиотеке привлекательную зону для «лёгкого чтения», где можно удобно сидеть, листать книжки и открывать для себя IT-инструменты.
• Подберите подходящую мебель и устройте такую обстановку, которая располагает к неспешному просматриванию книг и чтению. Расставьте материалы обложкой к читателю: корешок книги вряд ли заинтересует читателя, а читателю с дислексией может быть тяжело воспринимать текст, повёрнутый боком. Используйте чёткие и понятные обозначения на полках.
• Расставьте книги, которые легко читаются, рядом с аудиокнигами. Поставьте вместе печатные книги, аудиокниги, Цифровая доступная информационная система – это стандарт цифрового формата для записи «цифровых говорящих книг»). Чётко обозначьте жанры пиктограммами и ярлыками на книгах и других материалах. Можно также создать в библиотеке секцию «Читай разными способами», «Читай ушами» или «Отдел доступных материалов», где на видном месте будут собраны говорящие книги, печатные книги, книги DAISY, легкочитаемые книги и книги с большим шрифтом.
• Читателям с дислексией часто удобнее читать электронные книги, чем печатные. Наладьте выдачу электронных книг, онлайн-выдачу книг и аудиокниг для мобильных устройств.
• Популярные пространства «Сделай сам» в библиотеке полезны для детей и подростков с дислексией, так как дают им возможность проявить себя и достичь успехов в области, не связанной с чтением, и повысить самооценку.
• В библиотеке можно проводить с такими людьми любые мероприятия, не связанные с чтением: мастер-классы по фотографии, рисованию комиксов и т. д.
2. Сайт библиотеки
Библиотечный сайт и каталог должны быть доступны всем. У него должна быть простая структура, кнопка «прочитать вслух» и возможность менять шрифт, цвет фона и расстояние между буквами и словами. В поиске по каталогу лучше использовать пиктограммы. Хорошо будет, если на странице с результатами поиска будут отображаться обложки найденных материалов и краткое, легкочитаемое описание содержания. Можно также сделать:
• Специальное меню для тех, кто испытывает затруднения при чтении
• Разные настройки шрифта
• Ссылки, приложения и виджеты для читателей с дислексией
• Возможность поиска по легкочитаемым материалам
• Синтезатор речи для поиска в каталоге
• Видеоролики (а не текст), описывающие библиотечные услуги
• Имена и фотографии сотрудников библиотеки, специализирующихся на обслуживании читателей с дислексией и затруднениями при чтении.
3. Маркетинг внутри и вне библиотеки
Библиотечные ресурсы и услуги для людей с дислексией нужно продвигать за пределами библиотеки. Необходимо приводить конкретные примеры, показывающие, как библиотека может быть полезна тем, кто испытывает трудности при чтении. Несколько идей:
• Используйте узнаваемый логотип, чтобы избежать длинных объяснений.
• Распространите брошюру с информацией о библиотеке и её специальных услугах для читателей с дислексией в образовательных и медицинских учреждениях, магазинах, центрах занятости. Распространяйте как печатную, так и электронную версию.
• Информационное видео о библиотечных услугах.
• Транслируйте информацию на большом экране.
• Разовые мероприятия, где библиотекари-специалисты расскажут о библиотечных возможностях, а посетители смогут пообщаться друг с другом.
• Экскурсии по библиотеке: обращайте внимание на специальные ресурсы и возможности для людей с дислексией, аудиовизуальные материалы.
• Тренинги для студентов с дислексией, взрослых, родителей с детьми (при участии специалистов, преподавателей, специальных учреждений).
• Книжные клубы, где наряду с печатными обсуждают аудиокниги.
• Рассылка: сделайте легкочитаемую и аудио-версию.
• Выбирайте легкочитаемую книгу месяца.
• Предлагайте помощь при выполнении домашних заданий.
• Статьи и реклама в популярных местных газетах и журналах, соцсетях, на сайте, радио и телевидении.
• Мероприятия (в сотрудничестве со специализированными учреждениями): мастер-классы по чтению, встречи с известными людьми с дислексией (писателями, музыкантами, актёрами, комиками, политиками, спортсменами).
Задача библиотекаря – показать читателям разные способы читать книги, чтобы они могли найти тот, который им нравится, или хотя бы тот, который проще.