В работе с аутичными детьми главным является вовлечение ребенка в индивидуальную и совместную деятельность для дальнейшей его адаптации в обществе.
Самым важным шагом при работе с такими детьми является установление первичного контакта, создание ребѐнку положительного эмоционального климата, комфортной психологической атмосферы для занятий, чувства уверенности в себе и защищѐнности, и только потом постепенный переход к обучению новым навыкам и формам поведения. Адаптационный период работы может занять длительное время, чаще всего он растягивается от одной недели до нескольких месяцев.
Дети с РАС нуждаются в коррекции эмоционально-волевой сферы, направленной на установление контакта с аутичным ребенком, на преодоление сенсорного и эмоционального дискомфорта, негативизма, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии.
Расстройства спектра аутизма не однородны, нет двух похожих случаев аутизма. Каждый ребенок ведет себя индивидуально. Одни показывают только небольшие задержки речи и сосредоточены в мире вещей. Другие избегают контактов со сверстниками, не общаются с помощью слов и реагируют агрессией и злобой на малейшие изменения в окружающей среде.
Основные задачи при сопровождении ребенка с РАС:
- Оптимизировать индивидуальный коррекционно-развивающий процесс для каждого ребенка.
- Обеспечить динамику высших психических функций за счет включения компенсаторных механизмов в зоне ближайшего развития каждого ребенка.
- Раскрыть возможность эмоционального восприятия окружающей действительности как дополнительного резерва развития личности.
- Формировать у родителей психологическую готовность к воспитанию детей с РАС.
Сопровождение аутичного ребенка разрабатывается индивидуально и строится на основе его избирательных интересов и способностей.
Организация проведения деятельности
Принципы по организации занятий с детьми РАС:
- сформировать положительную эмоциональную установку по отношению к занятиям;
- зафиксировать время и место занятия, что служит основой стереотипа учебного поведения;
- постепенно закрепить определенную последовательность действий при подготовке к занятию и действий, связанных с завершением занятия;
- в конце следует обязательно похвалить ребенка.
Эти простые меры в организации деятельности приобретают особое значение в случае раннего детского аутизма.
Приемы, используемые на деятельности с ребенком:
- необходимо четкое планирование и постепенное формирование стереотипа деятельности (ритуалы приветствия и прощания, переход от одного вида деятельности к другому по определенному сигналу, по визуальному расписанию, в определенной последовательности и т.д.);
- каждое упражнение и задание обыгрывается, привязывается к интересам ребенка;
- занятие легче проводить, если его элементы связанны единым сюжетом;
- прием положительного подкрепления (эмоциональное поощрение, игрушка конфета);
- любые задания предлагаются в наглядной форме с простыми объяснениями, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями.
Работа с детьми проводится пошагово
Первый шаг – постановка конкретной задачи, объяснение того, что ребенок должен сделать.
Второй шаг – детальная демонстрация того, что нужно сделать.
Третий шаг – выполнить поэтапно все действия вместе с ребенком, при необходимости используя его руку. Сложные операции следует разбивать на простые.
Одно занятие может проводиться несколько раз, максимальное количество повторений определяется, исходя из индивидуальных возможностей ребенка.
Структура деятельности
- Вводная часть: ритуал приветствия, игры на привлечение внимания, установление эмоционального контакта (10-15 % времени занятия).
- Основная часть:
- игры на развитие предметно-манипулятивной деятельности, крупной и мелкой моторики;
- игры и упражнения на формирование речи, развитие произвольного внимания и памяти, мышления и воображения, представлений об окружающем и т.д;
- физминутки, психогимнастика;
- игры и упражнения на развитие навыков коммуникации, социального взаимодействия;
- сенсорные игры для развития зрительного, слухового, обонятельного, осязательного и вкусового восприятия, снятия эмоционального напряжения.
- Заключительная часть: рефлексия, ритуал прощания.
Длительность деятельности 20-30 минут.