Развитие речи во многом зависит от того, насколько ребенок хорошо Вас понимает. Проверьте, пожалуйста, ясны ли ему Ваши инструкции.
- Нужно, чтобы он видел лицо педагога (глаза, губы). С этой целью предлагается использовать инструкции: «Посмотри на меня. Посмотри на мои губы».
- Предложите повторить за вами, если инструкция сложная, разбейте её на части.
- Выполняйте задание пошагово.
- Продумайте серию вопросов с выделенной эмоционально окрашенной интонацией. Начальная серия вопросов предполагает всего два варианта ответов — «да», «нет», затем вопросы усложняются и даются в виде тестов.
- Применяйте метод сопряженной речи — вместе со взрослым ребенок произносит слог, слово и т.д.
- Используйте физкультминутки для развития речевого дыхания, мелкой моторики (пальчиковые игры).
- Поощряйте речевую активность и реакцию ребенка в любом случае: как с правильным, так и неправильным звуковым оформлением. Пусть первые его ответы — всего лишь непонятные, разрозненные слова, но они дают возможность ребенку общаться речевыми средствами.
Активные методы и приёмы развития ребенка:
- Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний ребенка.
- Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т.д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т.к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
- Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
- Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
- Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности, после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
- На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. Он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
- Не хвалите ребенка за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, если у ребенка что – то не получается.
- Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.