Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении.
У детей с ТНР:
- ограничен активный словарь;
- несформированность навыков связного высказывания;
- нарушения общей разборчивости речи: недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи;
- снижена потребность в общении;
- снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания;
- страдает моторика, они очень неловки, неуклюжи, двигаются хаотично и импульсивно.
Предъявляемые требования к речи взрослых при общении с ребенком
Для развития речи ребенка большое значение имеет наличие в его ближайшем окружении правильных речевых образцов. В связи с этим разработаны критерии к речи:
— речь взрослого должна быть правильной, чистой, эмоционально выразительной (речь взрослых является образцом для подражания детей),
— в различных ситуациях общения взрослые должны знать и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Необходимо:
— правильно произносить все звуки родного языка;
— использовать средства интонационной выразительности речи: силу голоса, темп, логические ударения, паузы;
— в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
— связно и в доступной форме передавать содержание текстов;
— использовать в разговоре с детьми доброжелательный тон.