Тяжелые физические и (или) психические нарушения — физические и (или) психические нарушения, выраженные в такой степени, что получение образования в соответствии с образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, получением элементарных трудовых навыков и элементарной профессиональной подготовки.
Множественные физические и (или) психические нарушения — два и более физических и (или) психических нарушений. До последнего времени таких детей считали «необучаемыми»…
Причины тяжелых и множественных нарушений
Примерно в половине случаев рождения детей с такими нарушениями, причина остается неясна. В остальных случаях виновны хромосомные нарушения, нарушения в развитии мозга, метаболические нарушения и влияние окружающей среды на плод.
Описательные характеристики
Дать одно определение тяжелым и множественным нарушениям трудно, равно как и точно описать все характеристики всех людей с этими нарушениями. В сущности, может даже быть, что различий между ними больше, чем сходств. Однако ученые определили 5 категорий характеристик: умственная деятельность, адаптивное поведение, физическое развитие, нужды по уходу за здоровьем и общение.
Умственная деятельность
Учебные навыки. У большинства людей с тяжелыми и множественными нарушениями эти навыки нарушены. Умственная деятельность оценивается по результатам проверки умственных способностей. Но для людей с такими нарушениями обычные методы проверки не подходят. Обычные тесты предназначены не для них, а у проверяющих недостаточно опыта в тестировании таких людей.
Уровень сознания. Так как эти люди различны, их уровень сознания может колебаться от очень краткого внимания до отсутствия реакции на людей, шум, движение, прикосновение, запах и другие стимулы. Люди с самыми сильными нарушениями проводят большую часть дня во сне, плачут или проявляют стереотипное поведение. Тем не менее, даже они бывают иногда заинтересованы в том, что происходит вокруг них.
Адаптивное поведение
Две из десяти категорий адаптивного поведения особенно подходят к людям с серьезными нарушениями.
Навыки самопомощи. Обучают таким навыкам, как одевание, личная гигиена, умывание, кормление и простые домашние дела. Большинство таких людей могут сами научиться удовлетворять свои нужды.
Общественные навыки. Многие люди не могут обычно общаться с другими людьми. Некоторые замкнуты в себе, другие не понимают, что вокруг них происходит.
Широко распространено заблуждение, что эти люди всегда проявляют неуместное общественное поведение. Научить человека общаться с друзьями — важнейший компонент его участия в обществе. Социальные навыки часто определяют успех или неудачу независимой жизни и работы. Обладание возможностью участвовать в общественной жизни повышает вероятность того, что эти люди научатся общественным навыкам.
Физическое развитие
Задержка развития моторики. У людей с тяжелыми множественными нарушениями обычно наблюдается значительная задержка развития моторики. Их сенсорно-моторные нарушения могут привести к аномальному мышечному тонусу. Например, у некоторых детей мышцы неразвиты настолько, что они не в состоянии держать голову, сидеть или ходить.
Сенсорные нарушения. Нарушения слуха и зрения широко распространены среди людей с тяжелыми множественными нарушениями. Можно ожидать, что у двух из пяти таких людей будет глухота, слепота или то и другое. Если у ребенка оба нарушения, он не может получать четкую сенсорную информацию из этих органов чувств. Такие дети обычно замыкаются в себе, кажутся пассивными и неотзывчивыми. Им крайне трудно начинать разговор и нелегко отвечать. Их поведение так отличается от нормального из-за их ограничений.
Нужды по охране здоровья
У детей с тяжелыми множественными нарушениями с низким тонусом мышц часто возникают проблемы со здоровьем. Из-за неумения откашливать мокроту, они страдают простудными заболеваниями. Уход за ними более сложен, так как их, возможно, нужно кормить через трубку в желудок или опорожнять мочевой пузырь с помощью катетера.
Навыки общения
Большинство таких больных не умеют разговаривать. Однако это не означает, что они не могут общаться. На самом деле даже крайне ограниченные дети могут общаться. В этом случае становится крайне важно, чтобы их опекун правильно интерпретировал их знаки. Например, знаки могут быть смутными, и их трудно заметить. Ребенок может общаться, поворачивая голову, меняя положение тела, издавая звуки или глядя в глаза.