ЧТО ТАКОЕ АУТИЗМ?
Аутизм (или расстройства аутистического спектра — РАС) является одной из самых распространенных причин инвалидности: по данным Всемирной организации здравоохранения, он есть у одного ребенка из 160. Ребенок подрастает, становится подростком с аутизмом, а позже взрослым с аутизмом. Очень часто аутичные люди вынуждены вести довольно замкнутый образ жизни. Многие из них с удовольствием ходили бы в театры, библиотеки, музеи, на выставки, но, к сожалению, не имеют возможности этого сделать, и вот почему.
Из-за сложностей в поведении, общении и сенсорных ощущениях аутичные люди нуждаются в особых условиях из-за особенностей их восприятия звуков, запахов, цветов, прикосновений и вкусов. Часто их восприятие гораздо сильнее, чем у условно здоровых людей. Обычный шум в местах скопления народа может ощущаться ими как невыносимый грохот. Людям с аутизмом труднее общаться, понимать правила окружающего мира. Каждая новая ситуация – возможный повод для стресса. Незначительные изменения в привычной ситуации могут их напугать, поэтому пространство для таких детей и взрослых нуждается в корректировке.
Дети с аутизмом гораздо сильнее, чем их обычные ровесники, нуждаются в развитии социальных навыков, которые формируются, в том числе и во время посещения общественных мест.
Выход в общественное место (музей, театр, библиотеку) для ребенка с аутизмом – это часть терапии. Здесь он учится общаться с окружающими и получает социальный опыт.
Согласно Международному классификатору болезней (МКБ – 10) к расстройствам аутистического спектра (РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта, синдром Аспергера, органический аутизм и расстройства аутистического спектра.
Детский аутизм – заболевание, которое относится к общим расстройствам психического развития, при которых отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности.
ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ АУТИЗМА.
Нарушения общения.
— отсутствует или резко нарушен контакт «глаза в глаза» – ребенок не воспринимает образ собеседника целостным, поэтому часто смотрит «сквозь» человека;
— отсутствует эмоциональная реакция на появление близких. Ребенок может внешне никак не реагировать на присутствие матери, но при ее уходе проявляет беспокойство вплоть до истерики;
— одинаково относится к одушевленным и неодушевленным предметам;
— проявляет повышенную чувствительность к физическому воздействию, прикосновению;
— может испытывать страх в общении со сверстниками, поэтому начинает проявлять к ним агрессию;
— может не реагировать на свое имя;
— прячется, жмурится или закрывает лицо и уши ладонями.
Нарушения речи.
Речь развивается медленно, ребенок может использовать жесты вместо слов или придавать словам неверное значение. У него наблюдаются следующие нарушения речи:
— в раннем возрасте позднее появляются первые слова и фразы;
— не отвечает на заданные вопросы;
— отсутствует «Я» в речи;
— может постоянно повторять одни и те же цитаты из мультфильмов и книжек, слова и фразы, услышанные от других.
Нарушения поведения.
Аутоагрессия – агрессия против самого себя. Аутоагрессию ребенок проявляет, когда его что-то не устраивает: это может быть появление другого ребенка в окружении, смена игрушек, обстановки, места. При этом ребенок может ударять себя, кусать, бить по щекам. Такое поведение может быть перенаправлено на окружающих.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДАННОЙ КАТЕГОРИЕЙ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Задача работников учреждений культуры – обеспечить лицам с РАС доступ к услугам библиотеки, театра, музея. Для этого необходимо:
— провести инструктаж сотрудников, осуществляющих непосредственное взаимодействие с получателями услуги, по вопросам ознакомления с размещением кабинетов, а также оказания им помощи в уяснении последовательности действий и маршрута передвижения при получении услуги;
— осуществить надлежащее размещение носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформление в доступной для них форме;
— возложить на сотрудников учреждений культуры обязанность по оказанию помощи лицам с РАС при предоставлении услуг;
— оказывать помощь в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и посещению библиотеки, театра, музея наравне с другими лицами.
Общие рекомендации:
— необходимо знать пользователей с РАС лично и особенности их поведения;
— создать дружелюбную атмосферу и с пониманием относиться к особенностям поведения;
— использовать правило пяти «не»: не говорите громко, не делайте резких движений, не смотрите пристально в глаза, не обращайтесь прямо, не будьте слишком активным и навязчивым;
— если человек с РАС трясет руками, раскачивается, цитирует текст из произведений, то не стоит его прерывать, дайте ему успокоить себя привычным способом;
— идти от желаний ребёнка с РАС, заняться тем видом деятельности, который он выбрал, но при этом мягко склонять к доведению задания до конца, даже если в этом будет большая помощь взрослого.
— при каждом визите акцентировать внимание на социальные правила – учить здороваться и прощаться, учить просить помощи, но не делать за ребёнка того, что он может сделать сам (подать номерок, одеться, принести стул, убрать игры после занятия) и объяснять это родителям. Хвалить и поощрять самостоятельность.
Формы работы, применяемые в работе с данной категорией посетителей:
1. Арт-терапия (музыка, живопись, танцы, театр);
2. Сказкотерапия (проигрыш социальных историй на примере детской литературы и разбор поведения героев, постановка сказок из настольного и кукольного театра);
3. Песочная терапия (рисование песком на специальных планшетах);
4. Игровые методы (хороводные, ролевые игры, а также игры, направленные на развитие мелкой моторики – пазлы, мозаика, прищепки, мелкие игрушки, бусины, шнурочки и др.).
Для проведения занятий с детьми-аутистами используются наглядные средства обучения (картинки, игрушки и другие наглядные предметы для того, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь).
Занятия в библиотеке и экскурсии проводятся в четко организованном пространстве, хорошо знакомом детям. Во время проведения мероприятий избегать переутомления, мероприятия должны быть ограничены по времени и по объему нового материала. Используется методика подсказок и многократного повторения с постепенным усложнением задач. Используется подкрепление правильного действия и ответа ребёнка поощрением, объятием и другими методами.