«Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?».
Слова великого русского публициста, литературного критика Виссариона Белинского цитируют, когда хотят подчеркнуть величие Театра, признаться в любви к театральному искусству, людям, беззаветно преданным сцене.
Театр — особый вид искусства, и никакой технологический бум не умаляет его значимость и популярность. С 1961 года 27 марта отмечается Всемирный день театра: проводятся театральные фестивали, выставки, премьеры спектаклей и экскурсии в закулисье. В статье мы собрали интересные факты о театральном мире.
Театральные профессии
Для большинства из нас театр ассоциируется с отдыхом и развлечением. Но магия театра была бы невозможна без людей, которые служат в нём. Кроме известных нам актёров, режиссёров, гримёров, в театре есть немало любопытных профессий, названия которых знакомы далеко не всем.
- Постижёр — мастер по изготовлению париков, шиньонов, накладных усов, бород, бакенбард из искусственных и натуральных волос.
- Бутафор — изготавливает декорации и реквизит для спектаклей.
- Капельдинер — работник театра, который проверяет билеты у зрителей, помогает найти своё место в зале, предлагает приобрести программку спектакля, отвечает на вопросы зрителей о задействованных актёрах, режиссёре спектакля.
- Суфлёр — подсказывает актёрам на сцене текст. Суфлёру важно очень хорошо знать всю постановку и уметь ориентироваться: держит ли актёр паузу специально или забыл текст. Это исчезающая профессия, так как на смену живым людям приходит техника, сегодня в России не больше 30 суфлёров, только в трёх театрах столицы сохранились представители этой профессии.
- Реквизитор — специалист, который подбирает предметы, необходимые для каждой сцены спектакля, а также отвечает за их сохранность и ремонт. Он должен знать множество хитростей, чтобы предметы на сцене выглядели правдоподобно.
- Механик сцены — управляет механизмами декораций и сцены, всё, что так или иначе перемещается на сцене, — его работа. В обязанности механика сцены также входит монтаж, разборка и ремонт движущихся элементов до и после репетиций и спектакля.
Тайны театрального пространства
Каждый, кто может отличить партер от ложи бенуар, а бельэтаж — от амфитеатра, чувствует некое превосходство над теми, кто «плавает» в терминологии. Но в театральном пространстве есть много того, что незнакомо даже заядлым театралам.
Так, понятие авансцена знакомо всем — это пространство между занавесом и зрительным залом. А есть ещё и арьерсцена — пространство позади основной сценической площадки. Оно нужно для создания иллюзии большей глубины пространства, служит резервным помещением для установки декораций.
Также существует понятие верхней и нижней сцены. Верхняя сцена оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, она используется для размещения навесных декораций, приборов освещения, различных сценических механизмов. А на нижней сцене располагаются суфлёрская и светорегуляторная будки, подъемно-опускные устройства, приспособления для сценических эффектов.
У сцены есть карманы! Они расположены с боков сцены и служат для для динамичной смены декораций с помощью специальных накатных площадок.
Рампа — это невысокий барьер, отделяющий авансцену от зрительного зала. Он прикрывает со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены (отсюда и выражение «в свете рампы»).
Специальная площадка на роликах, которая помогает перемещать по сцене части декораций, называется фурка.
С театральным искусством связано ещё немало необычных слов. Некоторые их них.
Берикаоба — грузинский импровизационный народный театр масок. Существовал с древнейших времён до начала XX в.
Бибабо — это простая мягкая тканевая кукла, у которой есть голова и платье/одежда в виде перчатки, она надевается на руку. Бибабо используются в кукольном театре.
Грандам — амплуа актрисы, исполняющей роли знатных дам.
Грандкокет — роль взрослой знатной дамы.
Дзёрури — вид театра кукол в Японии. Пьесы дзёрури ставятся на сцене театра кабуки.
Конфидант — актёр, играющий роль приближённого главного героя.
Котурны — род сандалий на очень толстой подошве у древнегреческих и римских актёров для увеличения роста.
Морфеус — это спектакль в воображении, где каждый участник — главный герой. Это разновидность иммерсивного шоу, участники которого сидят с закрытыми глазами. Кстати, отличный способ для развития творческих способностей детей и взрослых.
Падуга — полоса занавеса по верху сценической площадки.
Необычные постановки
Мы привыкли, что театральные постановки нужно смотреть из зрительного зала. Но иногда сама пьеса или режиссёрское решение предлагают зрителю неожиданный ракурс.
Иммерсивный театр
Это постановки, в которых зрители становятся соучастниками театрального действия. В одних спектаклях гости могут проявлять инициативу, в других актёры сами активно взаимодействуют со зрителем: завязывают глаза, обнимают, приглашают к совместному действию. Посетители иммерсивного театра могут передвигаться по сценическому пространству во время представлений, поэтому такой театр иногда называют театром-променадом.
Опера под открытым небом
В Астрахани несколько лет подряд театральный сезон в «Театре оперы и балета» открывается спектаклем под открытым небом на Соборной площади кремля. Эти постановки осуществляются в рамках проекта «Русские оперы в Астраханском кремле». Уже было показано пять спектаклей: «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Сказание о граде Китеже», «Руслан и Людмила», «Хованщина». Эти постановки вызывают такой интерес у театралов, что даже генеральная репетиция проходит со зрителями, а на сами спектакли приезжают из других городов нашей страны.
Спектакль в спичечном коробке
Знаменитый «Апокалипсис» московского театра «Тень» длится 10 минут. В спектакле все декорации и куклы располагаются внутри спичечных коробков. Каждая сцена играется при свете спички и длится не более 15 секунд — пока спичка не потухнет. А звучащий текст смонтирован из записей голосов Станиславского, Мейерхольда, Таирова, Фоменко и других деятелей искусства.
Театры онлайн
В период пандемии в 2020 году некоторые театры стали организовывать специальные трансляции для своих зрителей — как в режиме онлайн, так и предоставляя качественные записи своих лучших постановок. Это помогало рядовым людям переключаться с негативных эмоций, которые охватывали многих, а работникам театров