Аутята, «дети индиго», «дети дождя», дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) — вот лишь небольшой перечень названий – синонимов, которыми в современном обществе пытаются определить детей, отклоняющихся в поведении и социальном взаимодействии.
Природа аутизма вообще загадочна. Обычно расстройство проявляется в раннем детстве, до трех лет, но иногда выявляется позже. Аутизм обусловлен отклонениями в развитии мозга, но что их вызывает, толком не понятно.
Важно понимать, что аутизм — это не болезнь, которую можно вылечить, но с помощью ранней диагностики и специальной поддержки люди с аутизмом могут достичь своего потенциала и стать полноценными членами общества.
Подготовка персонала библиотеки к работе с детьми с РАС
Важна подготовка всех сотрудников библиотеки для работы с детьми с РАС, хотя бы минимум знаний о поведенческих особенностях таких детей. Персоналу следует выработать ритуал приветствия и прощания, который для детей с аутизмом может быть и жестовым, а можно использовать даже речевки или игрушки. При общении с ребенком следует меньше задавать вопросов (дети с РАС часто их избегают), иначе потом трудно будет установить с ними контакт. Детей можно приглашать на праздничные мероприятия библиотеки, если будут учтены их поведенческие особенности. От сотрудников библиотеки требуется спокойное отношение к стереотипным фразам и движениям ребенка. Новому посетителю с РАС следует провести экскурсию по библиотеке, показать книги, журналы, предложить их полистать, поиграть в настольные игры. Очень нравятся таким детям книжки с большими картинками, если текст набран крупным шрифтом, на светлой или белой бумаге.
Адаптация ребенка при посещении библиотеки
При первых посещениях библиотеки поведение ребенка-аутиста, как правило, хаотичное, полевое, то есть он хватает руками все книги подряд, не задерживая свой взгляд на книге. Может случиться так, что книги совсем не будут привлекать его внимание, интерес может проявиться к цветам в зеленом уголке, настольным играм, возможно, ребенку понравится просто сидеть в мягком кресле с игрушкой.
После нескольких посещений ребенок привыкает к обстановке, может поздороваться со всеми, ответить на вопросы, взгляд его задерживается на книгах, картинках, он читает названия выставок, тексты на полочных указателях. Вероятно, можно будет взять его за руку, обнять.
Таким образом, со временем общение с ребенком может стать более эмоциональным, он учится взаимодействовать со взрослыми, понимать других людей.
Формы работы, с данной категорией посетителей:
— арт-терапия (музыка, живопись, танцы, театр);
— сказкотерапия (проигрыш социальных историй на примере детской литературы и разбор поведения героев);
— песочная терапия (рисование песком на специальных планшетах);
— игровые методы (хороводные игры, а также игры, направленные на развитие мелкой моторики и др.).
Для проведения занятий с детьми-аутистами используются наглядные средства обучения (иллюстративный материал, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь).
Занятия проводятся в четко организованном пространстве, хорошо знакомом детям.
Во время занятий избегается переутомление – занятия строго ограничены по времени и по объему нового материала.
Используется методика подсказок и многократного повторения с постепенным усложнением задач.
Используется подкрепление правильного действия, ответа вкусным поощрением, объятием и др.
Сказки в работе с детьми с аутизмом.
Сказка очень сложна для понимания детьми с РАС. Требуется постоянное разъяснение, частые остановки при чтении, обязательно эмоциональное чтение взрослыми (так одновременно ребенок получает знания в области эмоций, учится понимать интонации голоса). Русские народные сказки вызывают затруднения в понимании слов, выражений, речевых оборотов, т.к. наши дети чаще всего буквально воспринимают происходящее. Образный язык, шутки не всегда доступны для их понимания. Поэтому при изучении сказок используются различные формы и методы работы: чтение чередуется с рисованием, раскрашиванием, изготовлением поделок из бумаги, пластилина, игра переплетается с драматизацией, просмотр мультфильмов сочетается с прослушиванием аудиозаписей. Лучше всего выбирать сказки, где история заканчивается возвращением домой («Маша и медведь», «Три медведя», «Петушок — золотой гребешок», «Снежная королева», «Заюшкина избушка» и т.д.). В этих сказках дом — символ жизни семьи, теплого домашнего очага, убежище, кров, защита от напастей внешнего мира.
Другой вариант — общий пир, свадьба («Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка»). Обычно дети любят сказки, в которые можно играть без подготовки и закреплять их содержание игрой («Репка», «Теремок», «Три медведя»). Вообще, театрализация сказки существенно развивает интерес к прочитанному произведению.
Игровая деятельность в библиотеке и театрализация литературных произведений
Известно, что дети с РАС испытывают серьезные трудности в сюжетно-ролевой игре. Быстрый темп, смена ролей при театрализации и проблемы с воображением у детей мешают им включаться в совместную деятельность. Попробовав играть в сказке, дети начинают уже выбирать для чтения сказки осознанно, причем проявляют читательский вкус. Участие в театрализованных представлениях помогает детям с РАС осознавать личную причастность к общему делу, понимать необходимость общения с другими людьми, развивать читательский интерес, эмоции и речевые навыки.
Учет особенностей детей с РАС в библиотечной работе
При проведении библиотечных мероприятий с детьми с РАС важно основную информацию выдать за первые 10—15 минут, пока сохраняются внимание и работоспособность: ребята слушают, им интересно узнать, о чем будет беседа, они активно участвуют в викторинах. После 15-ти минут интенсивной работы следует провести 5-минутную физкульт-паузу. В последующие 15 минут можно предложить практическую деятельность.
В заключение мероприятия следует обязательно похвалить ребёнка, обратить внимание на выполненное задание, закрепить успех.
Занятия для детей с аутизмом необходимо обязательно подкреплять наглядным материалом, жизненными примерами, памятками, «узелками на память».
Многочисленные нарушения в развитии детей с РАС значительно затрудняют беседы с ними о нравственности. Прочитав произведение, дети не задумываются об авторском вопросе, о том, что хотел он передать читателю. Обязательно нужно проговаривать с ребенком тему произведения, сюжеты, делать вместе выводы о прочитанном. Для многих читающих детей с РАС характерны увлечения энциклопедиями. Можно пробовать развивать читательский вкус, интерес к культуре, предлагая ребенку рассказы, сказки. Например, в конкурсах чтецов можно предложить детям выступить в нарядах, привлечь к этому и родителей, использовать специально нарисованные картинки, изготовленные детьми игрушки. К тому же такие конкурсы помогают выявлять детей с хорошей памятью, артистичностью.