С 2018 года выпуск литературного журнала «Октябрь» был приостановлен, однако в декабре 2019 года вышел коллекционным тиражом прощальный 12-й выпуск, вынеся на его обложку слова «Сто лет минус пять».
Журнал «Октябрь» уже первым своим номером, появившимся в мае 1924-го, заявил о себе как о боевом органе МАППа, то есть Московской ассоциации пролетарских писателей.
Его путь, как и путь всей отечественной культуры, был сложен. За время своего существования журнал несколько раз менял учредителей, а после выхода нового Закона о печати (1990 г.) учредителем стал трудовой коллектив редакции.
Всегда главным в жизни журнала было и оставалось стремление как можно достовернее отобразить современное состояние отечественной литературы. С первых номеров журнал был ориентирован на начинающих писателей и классиков русской, советской, мировой литературы.
Многое из напечатанного в «Октябре» в 1920—30-е годы и сейчас остаётся яркими страницами отечественной литературы: «Песнь о великом походе» Есенина, «Страна Муравия» Твардовского, «Школа» Гайдара, рассказы Платонова и произведения Зощенко. На страницах «Октября» в 1940-е гг. увидели свет «Пётр Первый» Алексея Толстого, «Два капитана» Вениамина Каверина и «Сын полка» Валентина Катаева.
С первых же номеров журнал знакомил читателей и с творчеством зарубежных писателей: И. Бехера, Л. Фейхтвангера, В. Бределя, Р. Роллана, А. Барбюса, Т. Драйзера, М. Андерсена-Нексё, Г. Манна.
В годы руководства журналом Парфенова и Кочетова на его страницах печатались консервативные произведения, написанные в жанре социалистического реализма, произведения либерального духа не допускались.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 мая 1974 года журнал был награждён орденом Трудового Красного Знамени «за заслуги в развитии советской литературы и активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся».
С середины 1980-х гг. направление «Октября» всё более приобретает выраженный либеральный характер. В это время в журнале печатались В. Астафьев, А. Рыбаков, А. Адамович, Б. Ахмадулина, Г. Бакланов, Б. Васильев, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ф. Искандер, В. Маканин, Ю. Мориц, Ю. Нагибин, М. Рощин, Ю. Черниченко.
На страницах издания увидели свет аналитические работы Дмитрия Волкогонова «Триумф и трагедия. Политический портрет И. В. Сталина» и «Лев Троцкий. Политический портрет». Запрещённые советской цензурой «Реквием» Анны Ахматовой, роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» и его повесть «Всё течёт», пьеса Михаила Булгакова «Адам и Ева», романы «Самоубийство» Марка Алданова и «Псалом» Фридриха Горенштейна, повесть Владимира Тендрякова «Революция! Революция! Революция!», стихи В. Набокова, А. Галича, В. Ходасевича тоже опубликовал «Октябрь».
Журнал открыл для русских читателей творчество Сергея Довлатова и Саши Соколова.
Отражением идейной борьбы в обществе стала кампания, начатая против «Октября» правлением СП РСФСР в 1989 году в связи с публикацией романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба», фрагмента из книги А. Синявского «Прогулки с Пушкиным», «Реквиема» Анны Ахматовой. Журнал был обвинён в непатриотических настроениях, предпринимались попытки отстранения от должности главного редактора журнала. Благодаря поддержке общественности — письмо в защиту журнала подписали Дмитрий Лихачёв, Андрей Сахаров, Олег Ефремов, Марк Захаров, Альфред Шнитке и др. деятели искусства и науки — «Октябрь» отстоял свои позиции и ещё до принятия первого Закона о печати поставил вопрос о независимости прессы. В результате журнал первым в стране вышел из-под ведомственного подчинения, зарегистрировался как независимое издание и погрузился в нищету, тираж его неуклонно стал падать к опасной для существования печатного издания отметке.
Авторам журнала выплачивались символические гонорары. Ежегодно вручались премии без денежного наполнения.
Литературно-художественный журнал «Октябрь» имеет многолетнюю, насыщенную историю и чуть-чуть не дотянул до 100-летнего юбилея. По сути, это издание было литературным ежемесячником, в котором регулярно печатались литературные новинки, перед тем как их выпускали отдельной книгой. Многие читатели собирали целые подборки подобных «толстых» журналов, создавая из них коллекции.
«Октябрь» старался быть центром литературной жизни, благодаря журналу создавались новые связи между автором, читателем и издателем. Журнал активно участвовал в литературных событиях, выпускал специальные номера и целевые блоки материалов, посвящённые значимым совместным литературным проектам как внутри страны, так и в сотрудничестве с другими странами.