У детей с РАС обычно бывают проблемы с координацией движений. Поэтому физкультура обязательно должна присутствовать в жизни такого ребенка.
Занятия физкультурой необходимо начинать с того, что ребенку уже знакомо, и что он умеет выполнять. Новый материал необходимо вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакции или полный отказ от них. Важно учитывать особенности ребенка, его интересы и уровень развития.
Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, необходимо:
медленно и четко выполнять движения, комментируя их;
описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;
проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;
начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз; растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);
одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;
сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;
помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.
Одной из целей физического воспитания детей является обучение ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка, так как дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени.
Комплекс занятий для детей с РАС
1. Занятия с мячом, которые развивают моторные навыки в процессе движения ребенком за мячом, а также зрительные навыки при становлении зрительного контакта за объектом: -перекатывание мяча к себе — от себя;
-ловля мяча двумя руками, подбрасывание мяча, усложнение – -отбивание мяча от пола.
2. Укрепление мышц ног и развитие их координации:
— ходьба на месте, усложнение – ходьба с продвижением вперед;
— катание на велосипеде/ велотренажере;
— прыжки на месте на двух ногах, усложнение – прыжки на одной ноге;
— прыжки на двух ногах с продвижением вперед-назад;
— прыжки на батуте.
3. Развитие чувства равновесия:
— стоять с закрытыми глазами неподвижно, усложнение – увеличение времени;
— ходьба по линии, усложнение – ходьба по скамейке, ходьба по линии с препятствиями.
4. Развитие навыков лазания и перелезания:
— лазание по лестнице;
— перелезание через скамью.
Дети с расстройством аутистического спектра нуждаются в общении и поддержке так же, как и все остальные. Ребенку можно и нужно помочь приспособиться к жизни. Они умеют любить и нуждаются в нашем понимании и любви.