С детьми, имеющими нарушения ОДА, ведется последовательная целенаправленная работа со стороны взрослых. Необходимо придерживаться основных правил и рекомендаций.
- Принимать ребенка таким, какой он есть.
- Поддерживать ровные эмоциональные взаимоотношения.
- Развивать волю и самостоятельность ребенка.
- Поощрять самостоятельность ребенка.
- Вовлекать ребенка в общегрупповую деятельность.
- Подчеркивать достоинства ребенка, хвалить за успешно выполненную работу.
- Следить за осанкой ребенка.
- Обращать внимание на резкие изменения в привычном поведении ребенка.
- Необходимо обсудить все варианты работы с родителями и вместе с ними решить, какая именно форма работы наилучшим образом соответствует потребностям ребенка на каждой стадии его жизни.
- У детей с ДЦП отмечается сенсорная сверхчувствительность. Малейшее сенсорное возбуждение, если оно внезапно, может вызвать резкое усиление спазма, поэтому: следует избегать резких внешних воздействий. Поэтому взрослый должен приближаться к ребёнку со стороны лица, а если это невозможно, нужно словесно обозначить свои действия; нельзя сажать детей с ДЦП спиной к двери и лицом к окну. Дверь и окно должны быть сбоку.
- На мероприятиях необходимо соблюдать двигательный режим:
- фиксировать ребенка в специальном стуле, удерживающем вертикальное положение сидя или стоя;
- применять для детей с размашистыми гиперкинезами (насильственными движениями), осложняющими захват предмета (ручки, книги или др.) утяжелители;
- делать перерыв на физкультминутку.
- В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату в календаре и т.д.).
- Для детей с усиленным слюнотечением (саливацией) требуется контролирующая помощь со стороны педагога (взрослого) с напоминанием проглотить слюну для формирования у ребенка устойчивой привычки контролировать слюнотечение.
- Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям свойственны повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания или попытке его выполнить).
- Для детей с тяжелыми нарушениями моторики рук (практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи) необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.
- Требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.
- Так как темп деятельности у детей с нарушениями функций опорно- двигательного аппарата замедленный, следует увеличить время, отведённое на выполнение заданий, и категорически исключить задания на время.
Приятного общения!