Кто должен начинать диалог — взрослый или ребенок? Когда вопросы уместны, а когда — скорее нет?
Дети с нарушениями коммуникации могут общаться разными способами:
- при помощи взглядов
- при помощи движений и действий (тянутся к желаемому предмету, сбрасывают со стола тарелку, если не хотят есть)
- используя язык жестов (например, указательные жесты)
- при помощи вокализаций (без слов)
- меняя выражение лица и тембр голоса
- при помощи речи
- путем обмена изображениями, при помощи карточек PECS
- при помощи коммуникативной доски
- в редких случаях ограничения бывают настолько серьезными, что ребенок способен двигать только глазами и не может контролировать выражение лица.
Популярные, но неэффективные способы вести разговор с ребенком, имеющим нарушения коммуникации:
- Взрослые часто берут на себя ведущую роль в диалоге и произносят большую часть реплик, не давая ребенку возможность вступить в коммуникацию: «Как у тебя дела? Все хорошо? Пора завтракать…»
- Задают слишком много уточняющих вопросов, отвечая за ребенка и предугадывая его реакции: «Хочешь сегодня сказку «Колобок» почитаем? Нет? Хочешь «Теремок»?», не давая ему возможность самостоятельно составлять предложения.
- Устраивают тесты: «Как тебя зовут? Кто это (указывая на картинку в книге)? Скажи «корова»». Люди так не общаются, и ребенок ощущает давление, так как вынужден доказывать взрослым, что он что-то умеет.
- Не дают ребенку время для обдумывания вопроса и формулирования ответа — он не успевает осмыслить услышанное и ответить в доступной ему форме.
Эффективные способы вести разговор с ребенком, имеющим нарушения коммуникации:
- Пусть ребенок участвует в общении так же активно, как другие дети /взрослые («Как у тебя дела?». После этого дождитесь ответа). Ребенок должен быть участником разговора, от которого ожидают ответа.
- Задавайте ребенку вопросы, которые начинаются со слов «кто», «что», «где», «когда», «почему». Например, когда читаете книгу с картинками: «Как ты думаешь, кто купает мишку? Как думаешь, что будет дальше?». Так вы даете ребенку возможность освоить разные формы вопросительных предложений и показать, что он уже умеет.
- Задавайте ребенку с нарушениями речи вопросы, как и всем остальным детям: «Чем ты сегодня занимался в библиотеке?». Он скоро начнет понимать, как обычно строится беседа, и начнет в ней участвовать.
- Дайте ребенку время для осмысления вопроса и придумывания ответа: «Как думаешь, куда бежит зайчик?».
- Дайте ребенку возможность инициировать коммуникацию: переверните страницу книги с картинками и ждите, пока он прокомментирует увиденное или задаст вопрос. Так он поймет, что разговор может начать любой, и все могут в нем участвовать.
Приятного общения с ребенком и книгой!