Аутизм часто называют главной загадкой третьего тысячелетия. На сегодняшний день в мире зарегистрировано 67 миллионов человек, страдающих аутизмом. Ученые всего мира бьют тревогу – это больше, чем детей с диабетом, онкологией и синдромом Дауна вместе взятых.
Аутизм – нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов.
Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают.
Проблемы, обусловленные психофизическими особенностями людей РАС:
- стойкое нарушение познавательной деятельности,
- несформированность операций речевой деятельности,
- нарушение словесной регуляции поведения,
- искажение эмоционально-волевой сферы (страхи, агрессивность, неадекватность поведения, негативизм, уход от общения даже с близкими людьми),
- низкая работоспособность,
- дефицит социального взаимодействия.
Одна из особенностей взаимодействия аутичного ребенка с людьми – это непонимание им чувств, испытываемых партнером при взаимодействии, так как люди нередко воспринимаются им не как живые и чувствующие субъекты, а скорее как движущиеся объекты, не имеющие своих чувств, желаний и потребностей.
Нежелание, а зачастую и неспособность аутичного ребенка выразить то, что он хочет, приводит к тому, что многие взаимодействующие с ним люди, рассматривают его как существо, не имеющее иных потребностей, кроме витальных потребностей.
Витальные потребности — это жизненно необходимые потребности, без которых невозможно само наше существование (пищевое и питьевое поведение, потребность в безопасности, оборонительное поведение).
Попытки объяснить аутичному ребенку ошибки взаимодействия при помощи речи редко достигают долговременного результата и часто приводят к возникновению отрицательных эмоций обеих сторон.
Главной задачей в работе с аутичными детьми является вовлечение ребенка в индивидуальную и совместную деятельность для дальнейшей его адаптации в обществе.
Основные признаки РАС:
- аутистические формы контактов,
- расстройство речи, ее коммуникативной функции,
- нарушение социальной адаптации,
- расстройство моторики,
- стереотипная деятельность,
- нарушения развития,
- эмоциональная и поведенческая отгороженность от реальности,
- свертывание или полное прекращение общения,
- погружение в себя.
Причины РАС
Не существует четкого перечня факторов, которые могут вызвать расстройства аутистического спектра. Учеными было выдвинуто немало теорий, относительно этиологии РАС, но, несмотря на многочисленные исследования многие из них, остались неподтвержденными. Возможно, эта проблема будет до конца изучена в будущем.