Дуранте Алигьери, известный просто как Данте, родился во второй половине мая 1265 года. К сожалению, не известна точная дата его рождения. Но удивительно не это, удивительно, как много мы о нем знаем.
Данте — не князь, не епископ, он просто зажиточный горожанин, общественный деятель на выборных должностях и, разумеется, литератор. Что мы знаем о его русских современниках — собратьях по перу? Прямо сказать — ничего. Первый русский писатель, которого мы знаем по имени, — Ермолай, в монашестве Еразм, автор «Повести о Петре и Февронии», жил аж на двести лет позже, в первой половине XVI века. Но и о Ермолае-Еразме, кроме его чуднóго двойного имени, мы ничего не знаем.
О Данте же мы знаем даже его внешний облик, ту самую «тень Данте с профилем орлиным», которая столетиями вдохновляла поэтов и художников на острохарактерные портреты. При этом, надо прямо признать, бóльшую часть того, что мы о нем знаем — из его же сочинений, дошедших до нас (хотя они появились за двести лет до книгопечатания) в полном объеме. В первую очередь — из удивительной «Новой жизни». Автор пишет в стихах и в прозе об охватившем его, Дуранте Алигьери, любовном чувстве к вполне земной девушке Беатриче. Хотя, разумеется, облекает свое чувство в пышные словесные одежды своего времени, пронизанного мистическим ощущением.
Самым выдающимся литературным произведением Данте стала «Комедией» (было все плохо, а стало хорошо). А Боккаччо, ее первый комментатор, стал называть «Божественной» — но не потому, что там говорится об ангелах и рае, а потому что уж больно хороша.
Сюжет ее за 700 лет стал общеизвестен: к заплутавшему в чащобе своих грехов 35-летнему поэту является Вергилий и через воронку Ада и гору Чистилища, где мучаются и томятся в ожидании Конца света и стародавние знаменитые грешники, и политические противники самого Данте, выводит его в Рай, где в мистической Розе Эмпирея его поджидает очищенная от всего земного Беатриче.
Но и здесь главное — не сюжет, хотя и он поражал современников смелостью на грани откровенной ереси. С «Божественной комедией» связана вторая уникальная черта Данте, заставляющая восхищаться и радоваться в канун его 755-летнего юбилея. Которая формулируется еще проще: «Божественную комедию» можно читать! Но штука в том, что ее можно читать и сейчас. Попробуйте почитать древнерусский текст той же эпохи. Хотя бы драматическую «Повесть о разорении Рязани Батыем». Да, конечно, это написано по-русски, а не по-болгарски и не по-сербски. Понять в принципе можно. Но сложно без подготовки. Данте же не просто можно читать и понимать — его можно читать, наслаждаясь, как поэзию. Полную ярости и любви, захватывающих дух картин и чеканных строк.