Мариенгоф Анатолий Борисович (1897 — 1962), поэт, прозаик, драматург. Родился 24 июня (6 июля) в Нижнем Новгороде в дворянской семье с хорошими культурными традициями, исконным демократизмом, где царили любовь и уважение друг к другу.
Окончив частный пансион, поступает в привилегированный Дворянский институт императора Александра II. Отец не одобрял этот выбор, и через некоторое время Анатолий Мариенгоф поступает в обычную гимназию. Отец оказал определяющее влияние на жизнь, мировоззрение и творчество сына. По окончании гимназии Мариенгоф отправляется в 1916 на фронт и служит в инженерно-строительной дружине. Здесь пишет первую пьесу в стихах «Жмурки Пьеретты», которая имела успех у слушателей. Об Октябрьской революции узнал в вагоне, когда ехал в отпуск в Пензу. В это время начинает всерьез заниматься поэзией, писать стихи. Как позже напишет – «влюбился в метафору», называл ее по-французски — имаж (образ). Позже был организатором (вместе со своим другом И. Старцевым) группы имажинистов, которые за свой счет напечатали в Пензенской типографии сборник «Исход».
С чемоданом, набитым экземплярами сборника, приехал в 1918 к своему дяде, занимавшему должность комиссара водного транспорта, который познакомил его с заведующим издательства ВЦИК К. Еремеевым, поддержавшим молодого поэта. В этом издательстве Мариенгоф познакомился с Есениным, ставшим его другом. Есенин ввел его в круг молодых поэтов, создавших новое направление в русской поэзии — имажинизм.
Сначала поэты собирались в кафе Всероссийского союза поэтов «Домино», с 1919 — в кафе «Стойло Пегаса». Позднее молодые авторы организовали издательство «Имажинисты», в котором выпустили с 1922 по 1924 четыре номера журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном» и ряд сборников «Имажинисты». В 1920 году выходит его программная работа Мариенгофа «Буян-остров. Имажинизм», где автор пишет: «Одна из целей поэта вызвать у читателя максимум внутреннего напряжения. Как можно глубже вонзить в ладони читательского восприятия занозу образа…».
В 1922 году
выпускает пьесу «Заговор дураков», в 1926 появляются его прозаические
произведения «Роман без вранья», в 1928
— «Циники». Этот роман (вместе с романом Е. Замятина «Мы») был осужден на общем
собрании писателей как «антиобщественные проявления в области литературы».
В 1930 Мариенгоф почти не печатается, его постепенно забывают читатели и
издатели. Он пытается искать новые формы, обращается к драматургии. Во время
войны его приглашают работать на ленинградское радио, где он выступает с
чтением своих стихов и поэм о войне. В 1953 начинает писать свое лучшее
прозаическое произведение «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги» — книгу
о своем детстве, юности, выдающихся современниках, с которыми приходилось
встречаться и дружить.
Только после смерти в 1965 году книга была напечатана
в журнале «Октябрь». В 1988 была опубликована ее первая редакция, переданной
когда-то самим писателем в библиотеку им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. В последние
годы увидели свет и другие произведения Мариенгофа: стихи, некоторые пьесы,
киноповесть о Ермаке, исторический роман «Екатерина».
Умер А. Мариенгоф в Ленинграде 24 июня 1962.