Имя Елизаветы Николаевны Водовозовой (1844—1923) современному читателю знакомо, пожалуй, лишь по книге ее воспоминаний «На заре жизни». И сегодня воспоминания эти не обойдет вниманием не только историк-профессионал, но и любой читатель, в какой-либо мере интересующийся жизнью России в середине прошлого века, в особенности же повседневным бытом тогдашней «глубинки», русской провинции — помещичьим и крестьянским.
Главная цель воспитания, писала Е.Н. Водовозова — это «воспитывать человека — будущего общественного деятеля и гражданина своей родины, проникнутого идеей человечества».
Вслед за К.Д. Ушинским она считала, что воспитатель, воспитание и обучение играют ведущую роль во всестороннем развитии ребенка, самым действенным образом влияют на развитие всех его задатков, физических и умственных сил и способностей. Е. Н Водовозова утверждала, что правильно организованно воспитание является наиболее плодотворным фактором «Если что последнее осмыслено, основано не только на педагогическом такте, но и на серьезных научных данных, то оно дает гораздо более плодотворные, верные и точные результаты, чем то воспитание, которое дает человеку природа и обстоятельства».
Отсюда задача родителей и воспитателей — изучать не только индивидуальные особенности детей в процессе воспитания и обучения, но и науку о воспитании, регулировать влияния внешней среды и создавать обстановку, необходимую для воспитания.
Е Н. Водовозова требовала от воспитателей и родителей проявления гуманного отношения к детям. Воспитание ребенка — живое, творческое. дело; без педагогических знаний, без самовоспитания, без любви к детям оно будет малоуспешным.
Развитие детей дошкольного возраста должно быть всесторонним: «Физическое, нравственное и умственное воспитание всегда должны идти рука об руку и помогать друг другу в достижении возможно полных всесторонних воспитательных результатов».
В основу своей системы семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста Е. Н. Водовозова положила идею народности воспитания. Она писала: «Наши детские сады должны быть созданы на народной, русской почве. Мне заметят, что для этого всякому воспитателю придется изучать народ. Но кто привык думать по-русски, сочувствовать всему, в чем выражаются лучшие стороны живого народного ума, тому это будет не трудно». Использование при работе с детьми с раннего возраста народных песен, загадок, пословиц, сказок и игр должно обеспечить воспитание у них чувства любви к народу родине.
Исходя из идеи народности воспитания, Е.Н. Водовозова занималась отбором материала для воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Она разработала программу развития у детей родной речи и методику использования в воспитании детей русского фольклора — в этом ее большая заслуга.
Советуем почитать следующие издания
- Жизнь европейских народов. т. 1 — «Жители Юга», СПб., 1881
- Жизнь европейских народов. т. 2 — «Жители Севера», СПб., 1899
- Жизнь европейских народов. т. 3 — «Жители Средней Европы», СПб., 1883
- На заре жизни и другие воспоминания. Т. 1—2. Москва — Ленинград, 1934.
- История одного детства. Москва — Ленинград, 1939.
- На заре жизни. Т. 1—2. Москва, 1964.
- Умственное развитие детей. С-Петербург 1871