20 апреля 1841 года в филадельфийском журнале «Graham’s Ladies’ and Gentlemen’s Magazine» был опубликован первый в истории литературы детективный рассказ «Убийство на улице Морг» американского писателя Эдгара По.
Эта знаменитая новелла вместе с рассказами «Тайна Мари Роже» (1842) и «Похищенное письмо» (1844) составила трилогию, ставшую краеугольным камнем всего детективного жанра. Все истории посвящены некоему французскому аристократу Огюсту Дюпену, который стал настоящим предтечей всех последующих литературных сыщиков.
Изначально По назвал рассказ «Убийство на улице Трианон», но затем переименовал его, чтобы лучше ассоциировать со смертью. Сюжет первого в истории литературного детектива заключается в том, что молодой аристократ Огюст Дюпен, обладающий незаурядными аналитическими способностями, расследует жестокое и загадочное убийство двух женщин, совершённое в Париже, в доме на улице Морг.
Для раскрытия образа Дюпена, первого оформленного героя-детектива, и в описаниях его приключений Эдгар По задействовал немало приёмов, позднее взятых на вооружение создателями таких популярных персонажей, как Шерлок Холмс и Эркюль Пуаро.
Рассказ По был не только первым, но, как многие критики полагают до сих пор, еще и лучшим детективом. Сам термин «детектив» появился лишь четверть века спустя, а свои новеллы сам автор называл «логическими» или «рассказами об умозаключениях». В них имеется начальная загадка, которая раскрывается через сложный и таинственный процесс, соединяющий интуитивную логику, наблюдение и проницательный вывод.
Хотя и до этого времени некоторые авторы использовали отдельные элементы детектива в своих произведениях, но именно По удалось соединить в своем творчестве все эти влияния: в пяти новеллах из его обширного наследия разработаны все основополагающие принципы, которым позднее следовали все авторы детективной литературы.
Писатель создал не только новый жанр, но его основную схему — «загадка-расследование-объяснение», и его основные сюжеты, которые и ныне используются в детективных произведениях. Это и бытовая разборка, и маньяк-убийца, и шантаж, и «шпионские игры». Также По изобрел классические приемы детективов, такие как — «подсадная утка», подбрасывание улик, двойная игра и ложный след.
Талантом Эдгара По восхищались все истинные поклонники детектива, в том числе и в России, где рассказ «Убийство на улице Морг» был впервые напечатан в журнале «Сын отечества» в 1857 году под названием «Загадочное убийство».
Этот рассказ был многократно экранизирован. В первый раз это произошло еще в эпоху немого кино в 1914 году. Последняя телевизионная экранизация была сделана в 1986 году.