Ровно 115 лет назад, 11 августа 1906 года, Юджин Ласт запатентовал звуковое кино. Сегодня имя Ласта вспоминается, увы, редко (хотя некоторые исследователи считают, что именно Ласт оставил наиболее яркий след в истории становления кино), поэтому мы предлагаем вам чуть-чуть ближе познакомиться с изобретением этого замечательного человека, начавшего революцию в киноиндустрии.
В начале XX века кинематограф был совсем свежим изобретением, но ряд учёных умов уже ломало голову над его усовершенствованием. Они хотели, чтобы немое кино заговорило. Среди таковых был и живущий в Великобритании уроженец Парижа Юджин Ласт. Вплоть до 1892 года Юджин трудился в лаборатории Эдисона (он был одним из первых работников, которых нанял знаменитый изобретатель фонографа), что позволило ему заниматься собственными исследованиями и разработками.
В 1904 году Ласт изготавливает, а в 1906 году патентует невиданный доселе аппарат, который обеспечивал, по словам Юджина, «новый и усовершенствованный метод и средство для одновременной записи и воспроизведения движения и звука». Правда, аппарат этот оказался «сырым», поэтому несколько лет ушло на его доработку. И вот уже в 1910 году Ласт снимает в собственном лондонском садике первый экспериментальный звуковой микрофильм.
На протяжении 1911 года Юджин путешествует по Америке, демонстрирует свой проектор для воспроизведения звукового фильма и снимает ещё как минимум один. В 1912 году Ласт начинает опыты по созданию усилителя для своей системы. Увы, отсутствие денег и начало Первой мировой войны помешали Ласту начать массовое производство своих изобретений. Изобретатель влачит нищенское существование, пока, наконец, в 1920-х годах Bell Laboratories выделяют Ласту деньги на восстановление всей его киноаппаратуры. Компанию побудила к этому статья о Юджине в одной из газет. Интересно, что Bell Laboratories при этом не выкупает патент.
В 1930 году Ласт получает награду в виде пожизненного членства в обществе инженеров кинематографии и до самой своей смерти в 1935 году живёт в относительном комфорте.
Один из фильмов, который датируется 1912-1914 годами, представляет собой просто съёмки природы с наложением фонового звука. Остальные работы Ласта являются практически идентичными этой. По истога исследований фильмов Ласта, сделано заключение, что как такового звука на плёнке Ласта нет — это некие шумы, похожие на скрежет или царапание. Но их важность в том, что впервые аудиодорожка была каким-либо образом записана на ту же плёнку, что и изображение.
Несомненно, эксперименты Ласта сыграли очень важную роль в создании и развитии звукового кино. Тем не менее, первый полнометражный «говорящий» фильм «The Jazz Singer» вышел только в 1927 году. Причём, его нельзя назвать звуковой картиной как таковой. Дело в том, что аудиодорожка была записана на пластинку, которая и проигрывалась в синхроне с изображением на экране. Но это была уже совсем другая эпоха…