Один из самых ярких представителей классической школы натурализма. Писатель, развивший в работах основные идеи творчества современников, на примере конкретной человеческой жизни изучал сплетение сил природы и социальных тенденций. Будучи романистом, Драйзер не забывал и о теме «проклятия плоти», неизменно сострадая героям своих творений.
Детство и юность
Теодор Герман Альберт Драйзер родился 27 августа 1871 года в городе Терре-Хот (штат Индиана). Жили Драйзеры бедно. Глава семейства брался за любую работу, но денег на содержание девятерых детей катастрофически не хватало. В связи с плачевностью материального положения будущий писатель по окончании школы покинул отчий дом и уехал в Чикаго на заработки. Там не боявшийся тяжелого труда он успел поработать и уборщиком в ресторане, и разнорабочим в лавке, и даже грузчиком.
В 1889 году юноша успешно сдал вступительные экзамены в Индианский университет в Блумингтоне. Правда, по причине отсутствия денег окончить учебное заведение так и не удалось. В поисках лучшей жизни Драйзер переезжал из города в город. За годы скитаний (с 1892 по 1894 гг.) успел побывать репортером в газетах Питтсбурга, Толедо, Чикаго, Сент-Луиса и Нью-Йорка.
Литература
Дебютный роман «Сестра Керри» увидел свет в 1900 году. В основе сюжета – история провинциальной девушки Каролины (Керри) Мибер, которая в поисках лучшей жизни приехала в Чикаго. В произведении отчетливо прослеживается традиционный для американского автора мотив денег. Ключевым персонажам романа – Керри и двоим мужчинам (Друэ и Герствуд), сыгравшим в ее жизни определяющую роль, – физиологически чужды привязанность, признательность, истинная благодарность, сострадание и любовь. Все трое заботятся лишь о собственной выгоде и в любой момент в угоду своим интересам готовы пойти по головам.
Вторая работа – «Дженни Герхардт» – была опубликована в 1911 году. В произведении речь идет о милой, но бедной девушке, которая ради благополучия близких переходит в статус содержанки.
В 1912 году в свет вышел первый роман из трилогии «Желание» – книга «Финансист». Главный герой родился в семье мелкого банковского служащего, который по достижении сыном зрелого возраста устроил сына на работу в фирму, в которой сам трудился. Зарекомендовавший себя в организации как талантливый коммерсант, Фрэнк через некоторое время уехал покорять Филадельфию, где становится миллионером. В книге, наряду с описанием финансовых махинаций главного героя, также проводится вторая сюжетная линия, повествующая о личной жизни Каупервуда. Драйзер описывал персонажа своего романа без прикрас, наделяя его как положительными, так и отрицательными качествами.
Действия следующего романа «Титан» 1914 года разворачиваются в Чикаго. Главный герой Фрэнк возвращается в родную ему среду махинаторства. Его цель – газовые и транспортные компании. Финансовый гений выбирает для себя метод кнута и пряника. Одних чиновников он подкупает, а других запугивает. Конкуренты, чьи интересы ненароком задел коммерсант, вступают с неугодным предпринимателем в ожесточенную войну за власть. Фрэнк Каупервуд проигрывает сражение и уходит в тень. В этот же период и в семейной жизни главного героя наступает черная полоса. Жена, узнав о связи супруга с молоденькой девчушкой, пытается покончить с собой. Фрэнк спасает благоверную и уговаривает ее уехать вместе с ним в Лондон, где, по его заверениям, они начнут новую жизнь.
Действия третьего, заключительного романа «Стоик» (издан уже после смерти писателя в 1947 году) разворачиваются в столице Франции. Там Каупервуд занимается строительством линии метрополитена. Несмотря на солидный возраст, баловень судьбы все так же пытается положить в свой карман все деньги мира. На этот раз в его планы вмешивается болезнь почек. После очередного обострения мужчина, чьи амбиции не позволили ему прожить счастливую и спокойную жизнь, умирает, успев перед кончиной исповедаться в грехах перед супругой и любовницей.
Между публикациями книг серии «Желание» на прилавки вышли «Гений» (1915 год), «Американская трагедия» (1925 год) и «Оплот» (1946 год). Наполовину автобиографический роман «Гений» знакомит читателя с жизнью художника Юджина Витлы, личность которого претерпевает изменения, когда тот попадает в буржуазную среду. Весь жизненный путь Юджина, описанный в романе, Драйзер разделяет на три этапа: юность, борьба, бунт. История, сотканная из творчества и страстей, из любви к женщинам и живописи, из головокружительного успеха и горьких падений, не оставит никого равнодушным.
В основе сюжета второй работы («Американская трагедия») – реальные события, произошедшие в Америке в 1906 году. Данное произведение логически можно разделить на три части. В первой читатель знакомится с главным героем Клайдом Гриффитсом, который вместе со своей набожной семьей путешествует по городам Америки с религиозной миссией. Живущему в бедности юноше чуждо мировосприятие родителей, которые считают своим долгом наставить на путь истинный как можно большее количество человек. Молодой парень, всей душой стремившийся к лучшей жизни, устроился рассыльным в отель, где новые друзья приобщили не знающего хорошей жизни парня к алкоголю и посещению проституток. Стремление наблюдавшего за праздным времяпрепровождением состоятельных постояльцев Клайда к богатству неумолимо росло. Вторая часть романа начинается в Чикаго. Именно туда главный герой бежал после произошедшего с ним в родных краях неприятного инцидента. В городе больших возможностей он познакомился со своим дядей, который предложил ему работу на фабрике по производству воротничков. Гриффитс принял предложение и незамедлительно переехал в Ликург (штат Нью-Йорк). На производстве трудолюбивый юноша в кратчайшие сроки добивается повышения. В этот же период и его личная жизнь претерпевает изменения. Он влюбляется в свою подчиненную — Роберту — и, добиваясь расположения скромной барышни, остывает к некогда вызывающей в нем интерес особе. Затем в его жизни появляется своенравная аристократка Сондра. Третья часть посвящена метаниям Гриффитса между богатой кокеткой и любящей его бескорыстной любовью девушкой. Ситуация осложняется тем, что Роберта носит под сердцем ребенка, поэтому просто так уйти от нее Клайд не может.
В книге «Оплот» рассказывается история жизни принадлежащей к ортодоксальному религиозному течению квакеров семьи Барнсов. Конфликт поколений, связанный с взрослением пятерых детей, составляет центральную линию произведения.
Личная жизнь
Первой женой литературного гения была Сара Осборн Уайт. С рыжеволосой прелестницей писатель познакомился в 1893 году. Тогда молодому репортеру сент-луисской газеты «Репаблик» Теодору Драйзеру поручили сопровождать победительниц конкурса «Лучший учитель» на Чикагскую всемирную выставку. Среди призерш была и его будущая супруга. Простодушие, красота и застенчивость девушки пленили писателя. В состоянии любовной эйфории пара помолвилась. 28 декабря 1898 года в Вашингтоне Герман Теодор Драйзер и Сара Осборн Уайт сочетались законным браком. Поскольку писатель постоянно контактировал с тогдашней интеллектуальной богемой, он попытался ввести в этот круг и Сару. Попытка оказалась неудачной: девушка не могла расслабиться в чуждой ей атмосфере. Однако данное обстоятельство не мешало барышне с чисто женской проницательностью наблюдать неравнодушное отношение представительниц этого общества к ее мужу.
Достоверно известно, что в Нью-Йорке у Драйзера были другие женщины. Он быстро влюблялся и столь же быстро остывал. Так происходило до того момента, пока в жизни литератора не появилась Тельма Кудлипп. Тельма была дочерью одной из сотрудниц журнала, редактором которого являлся Драйзер. Герман признался жене, что воспылал чувствами к другой. В 1909 году состоялся их развод. Уже на закате жизни, в 1944 году, Теодор женился на своей двоюродной сестре Хелен Ричардсон.
Смерть
Теодор Драйзер скончался от сердечной недостаточности 28 декабря 1945 года в Лос-Анджелесе (штат Калифорния).
Творческое наследие писателя сохранилось в сборниках романов и рассказов. Помимо прочего, в 1931 и 1951 годах в США режиссерами Джозефом фон Штернбергом и Джорджем Стивенсом по мотивам романа прозаика «Американская трагедия» были сняты фильмы. Также были экранизированы произведения писателя «Дженни Герхардт» (1933 год) и «Сестра Кэрри» (1952 год).