2 сентября исполнилось бы 115 лет Александру Петровичу Казанцеву, всемирно известному писателю, одному из основоположников отечественной научной фантастики. Его книгами зачитывались, бегали в библиотеки в надежде дождаться очереди на получение долгожданных затертых томиков с прекрасными иллюстрациями. Современные дети знают об этих книгах лишь понаслышке. На долю автора выпало великое счастье стать неистощимым «генератором идей», увлекшим за собою миллионы читателей и почитателей. Писатель и ученый Александр Петрович Казанцев — замечательный современник XX века, автор десятков изобретений, гроссмейстер по шахматным композициям, творец фортепианных концертов и один из создателей фильма «Воспоминание о будущем».
Внук сибирского миллионера, сын учительницы музыки и колчаковца, перешедшего на сторону красных, Александр Казанцев родился в 1906 году в городе Акмолинске (ныне столица Казахстана Астана). Учился в реальном училище в Петропавловске, затем в Томском технологическом институте, где его до сих пор обожают все, включая мальчишек, которые никогда не видели писателя, а только читали его книги.
Молодой сибирский инженер увлекся изобретательством. Тогда он трудился главным механиком на Белорецком металлургическом комбинате, где разрабатывал новое электрическое орудие, а потом отправился в столицу, чтобы продемонстрировать результаты исследований Михаилу Тухачевскому и Серго Орджоникидзе.
Он встречался с писателями Александром Фадеевым и Иваном Ефремовым, с учеными Таммом, Иоффе, Капицей, с Гагариным и Королевым. С Иваном Антоновичем Ефремовым Казанцев дружил до самой смерти Ефремова.
Сибиряка в Москве заметили, и в 1933 году дали собственную лабораторию под Москвой. В 1939 он был главным инженером советского павильона Нью-Йоркской международной выставки «Мир завтра», общался с Альбертом Эйнштейном во время закладки «Бомбы времени» (цилиндра, в который поместили все реалии современной цивилизации).
Когда началась Великая Отечественная война, Казанцева мобилизовали рядовым сапером в специальную воинскую часть, впоследствии преобразованную в научно-исследовательский институт электромеханики. В скором времени Александр Казанцев становится его руководителем, дойдя до звания полковника. Именно здесь Казанцев изобрел сухопутные торпеды на гусеничном ходу. Сегодня их можно увидеть в Москве в музее на Поклонной горе. Там же стоит еще одно его изобретение — бронетанкетка, управляемая по проводам. Ее использовали во время прорыва Ленинградской блокады. В конце войны Казанцева назначили членом Государственного комитета обороны и направили демонтировать заводы в Австрии, работавшие на нацистов. Там, в Штирии, Казанцев попадает в тяжелую автомобильную аварию, причем к этому моменту за его плечами уже солидный аварийный список: железнодорожная катастрофа и катастрофа АНТ-25.
Казанцев был и прекрасным музыкантом. Даже написал фортепьянный концерт и балладу «Рыбачка». Какое-то время на радио шла пьеса Казанцева «Электронное сердце», для которой использовали записи величайших музыкантов-исполнителей. Одна из записей — Рихтер, игравший Бетховена. В последний момент выяснилось, что нужен еще один фрагмент. И тогда Александр Петрович сел за рояль и сыграл. Записали — музыкальный редактор даже не заметил, что это уже не Рихтер…
Мастер спорта по шахматам, он был судьей всесоюзной категории по шахматным композициям и международным арбитром. Его избрали академиком Академии российской словесности, членами которой в свое время были Державин и Карамзин, Вяземский и Пушкин. Председатель редколлегии серии «Библиотека фантастики»; член правления Московской писательской организации; заместитель председателя бюро секции прозы, лауреат пяти литературных премий, в том числе Международной премии по фантастике (Познань, 1976), премии «Аэлита» (СП РСФСР совместно с журналом «Уральский следопыт», 1981) и премии журнала «Молодая гвардия» за лучшее произведение года (1983)…
Но прежде всего он все-таки был писателем.
Начал будущий мэтр отечественной фантастики со сценария научно-фантастического фильма «Аренида», который написал в соавторстве с Иосифом Шапиро. Правда, до съемок дело так и не дошло. Но сценарий получил главную премию на одном из конкурсов и был напечатан в «Ленинградской правде». В итоге Казанцев переработал сценарий в роман «Пылающий остров». Уже тогда он пытался развить идею палеоконтакта, выдвинув гипотезу, что Тунгусский метеорит был потерпевшим крушение НЛО.
Вскоре после войны появляется знаменитый рассказ «Взрыв». Здесь снова рассказывается о Тунгусском метеорите. Там-то и была подробно высказана гипотеза о тунгусской катастрофе, как о гибели инопланетного космического корабля. Ученые, занимающиеся этой проблемой, написали тогда гневное письмо в Союз писателей, с требованием запретить Казанцеву подобные публикации и выступления.
Целая серия повестей и романов Александра Казанцева рассказывает о завоевании космоса. «Лунная дорога» и «Планета бурь» (1959), рассказы «Гость из космоса» и «Марсианин» (1953-1958), «Звездные пришельцы» (1960), очерк «Из космоса — в прошлое» (1972) — все это ступени, рассказывающие миллионам читателей о хитросплетениях на пути познания Вселенной.
В 1941 году появляется в печати фрагмент его романа «Арктический мост» (полностью опубликован в 1946 году). Как по инженерной мысли, так и по стилю написания произведение остается актуальным до сих пор. Романы «Арктический мост» и «Мол Северный» подчеркивают дилемму, стоящую перед человечеством. Или угроза всеобщего уничтожения, или разрядка международной напряженности, мирное сосуществование и сотрудничество разных социальных систем. Произведения Казанцева рассказывают о строительстве подводного плавающего туннеля между берегами СССР и Америки. Это не только нить, соединяющая два континента. Это попытка показать единство интересов народов разных стран в решении глобальных проектов, улучшающих нашу планету.
Роман «Внуки Марса» (1959 г., другое название — «Планета бурь»), был экранизирован Павлом Клушанцевым в 1962 году. Научно-фантастический фильм, созданный при скромных технических возможностях, поражал отменным визуальным рядом — уровень изображения мира другой планеты превосходил голливудские фильмы того времени. «Планета бурь» стала хитом сезона. Фильм был закуплен 28 странами. Сегодня роман входит в учебную программу американских киношкол — как демонстрация операторского мастерства, возможности без огромных финансовых затрат создать шедевр.
А потом была удивительная экспедиция в Заполярье, по итогам которой Александр Петрович написал литературные отчеты. На ледоколе «Георгий Седов» вместе с выдающимся исследователем Арктики Эрнестом Теодоровичем Кренкелем писатель совершил очень непростое путешествие.
Тогда же началось его знакомство, переросшее в дружбу со многими известными учеными. Итогом этих встреч и дискуссий стали научно-фантастические романы, которые принесли Казанцеву признание советского читателя: «Ступени грядущего», «Фаэты» (1974), «Купол Надежды» (1980).
Александр Петрович становится признанным классиком жанра «реалистичной фантастики». Ни одно из открытий не оставалось вне поля зрения писателя. Но больше всего его интересовала возможность посещения Земли представителями иных цивилизаций.
Невозможно рассказать обо всех работах писателя. Но не остановиться чуть подробнее на фундаментальном произведении «Фаэты» нельзя. Прежде всего, поражает размах. Время действия — десятки тысячелетий. Место действия — Солнечная система. Загадочная, погибшая по преступной неосторожности планета Фаэтон. И, десятки, сотни гипотез. Термоядерный взрыв океана… Предотвращение падения Луны на Землю… Возникновение человечества… И любовь. Неудивительно, что произведение, как теперь модно выражаться, стало культовым. Но главное в нем даже не предостережения, которых и без него хватает, а художественная цельность и реалистичность.
В 1981 году Казанцев публикует автобиографию — весьма характерный документ, по которому вполне можно составить представление о том, какую роль отводил себе писатель в истории науки и литературы. В том же 1981 году за вклад в развитие фантастики Казанцев был удостоен премии «Аэлита». В это время выходят несколько собраний сочинений Казанцева.
В 1980-е годы Александр Казанцев издает романы о Пьере Ферма («Острее шпаги», 1984) и о Сирано де Бержераке («Клокочущая пустота», 1986), где пытается соединить свои обычные фантастические идеи с антуражем «мушкетерского» исторического романа.
Произведения следующих лет вполне укладываются в уже освоенные им темы — это трилогия «Тайна нуля», «Донкихоты Вселенной» и «Спустя тысячелетие» (переизданы в 1997 году), дилогия «Иномиры» (1997). Как человек многосторонний, он не останавливается на достигнутом.
Одним из самых смелых его ходов стало написание историко-фантастической дилогии «Звезда Нострадамуса» (2000). Первая книга дилогии называется «Озарение Нострадамуса», вторая – «Ступени Нострадамуса». Это произведение повествует о реальных событиях и мистических предсказаниях. Писатель пытается приоткрыть завесу над многими тайнами нашего века: погиб ли Гагарин так, как об этом сообщалось официально, или же ему была уготована иная, не менее трагическая участь, у кого, где и когда получал вождь большевиков немецкие деньги на русскую революцию, что послужило движущей силой августовского путча 1991 года… Роман-путешествие ведет читателя через века и страны, по-новому открывая перед ним, казалось бы, хорошо знакомые исторические события и героев. Екатерина Медичи, Маркиз де Сад, Людовик XVI, Наполеон и Жозефина, кайзер Вильгельм, Инесса Арманд, Надежда Крупская, Ленин, Гитлер… Читатель оказывается то в замке, вокруг которого бушует чума, то в Бастилии, то в бедной квартирке на берегу Женевского озера. Но не будем предварять удовольствие, сопутствующее интересному чтению, дадим читателям возможность самим совершить немало открытий.
Углубляясь в историю, писатель не перестает фонтанировать идеями. Начиная от идеи создания «Космопоиска» до идей новых книг. Опираясь на теорию одиннадцатимерности пространства, Александр Петрович пишет свою новую книгу – «Альсино». Согласно его гипотезе, на нашей планете существует три мира с разным течением времени. «Альсино» — это взгляд на наш мир со стороны представителя более развитой, а стало быть, и более гуманной цивилизации. Книга вышла брошюрой, сразу же став библиографической редкостью.
В 2001 году был издан также фантастико-автобиографический роман «Фантаст», написанный в соавторстве с сыном Никитой Казанцевым. Казанцев рассказывает о том, что было, иногда — день за днем, иногда — возвращаясь назад, иногда — додумывая то, что могло происходить. Но не с ним.
Поражает разносторонность интересов Александра Петровича. Он мог бы преуспеть в самых различных областях — от музыки до протезирования сердца, от инженерии до истории. Мало кто знает, что писатель на протяжении всей своей творческой жизни писал прекрасные стихи. Войдя в большую литературу, Александр Казанцев остался увлеченным инженером. Он член общества изобретателей, выдающийся шахматный композитор — международный мастер. С 1926 года он опубликовал 70 этюдов, многие из которых отмечены на конкурсах. С 1956 года — международный арбитр по шахматной композиции, с 1975 года — международный мастер. С 1951 по 1965 год был председателем комиссии по шахматной композиции Шахматной федерации СССР. Он – лауреат пяти литературных премий, в том числе Международной премии по фантастике (1976), премии «Аэлита» по научной фантастике (1981), премии журнала «Молодая гвардия» за лучшее произведение года (1983).
Творчество Александра Казанцева может быть поставлено рядом с творчеством такого гиганта в области научной фантастики, как Иван Ефремов. Основные достоинства литературно-фантастического метода Александра Казанцева — это в первую очередь яркость и масштабность изображения социально-политических конфликтов, дух романтики, который не оставляет равнодушным ни одно человеческое сердце. Именно в этом следует искать причины популярности его книг. Александру Казанцеву, как одному из основоположников жанра научной фантастики в нашей стране, пришлось доказывать, что новые проблемы, встающие перед человечеством, являются в первую очередь отражением человеческих радостей и страданий, идей и образов. На его романах выросли поколения людей, он ввел в наш язык слова «вертолет», «инопланетяне»…
Супругой Александра Казанцева была Татьяна Михайловна, дочь адъютанта императора Николая II полковника Михаила Маламе. В семье Александра Петровича и Татьяны Михайловны Казанцевых родилось четверо детей. Старшая дочь — Нина Александровна, стала одна из первых в Советском Союзе женщин-атомщиц. За участие в создании атомной бомбы она была награждена орденом Ленина.
Скончался на 97-м году жизни 13 сентября 2002 года на своей даче в Переделкине. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.