Домра – традиционно русский инструмент, в советские времена он был очень популярен. Конечно, домра как инструмент, появилась не на Вятке. Почему же тогда сегодня мы используем понятие «Вятская домра»? На самом деле, совсем не случайно, ведь именно в Вятском городе Котельнич домра обрела свою «вторую жизнь».
Первые домры появились еще в период древнерусского государства. В то время его звучание можно было услышать на разных народных праздниках, играли на домре в основном скоморохи, зазывающие народ. Особую популярность домра обрела во времена Рюриковичей. Тогда на домрах играли всюду – в деревнях, на базарных площадях, в боярских теремах и царских палатах.
Предположительно, технология изготовления домры была такова: из цельного куска древесины выдалбливался корпус, к нему приделывали палку-гриф, натягивали струны или жилы животных. Играли щепочкой, перышком, рыбьей костью. Сравнительно простая технология, по-видимому, позволила инструменту получить на Руси достаточно широкое распространение.
Апогеи славы домра достигла в XVI веке, в период правления царя Ивана Грозного. При Государе была создана так называемая Потешная палата, в которую входили лучшие музыканты, которых называли «домрачеями» и «гусельниками». От их игры царь Иван Грозный получал огромное наслаждение и, как свидетельствуют исторические источники, даже танцевал под их музыку. Когда династия Рюриковичей прекратила свое царствование, вместе с ней была забыта и домра как инструмент. Наступило Смутное время, власть сменилась, теперь на царский престол пришел род Романовых. У царя Михаила Федоровича совершенно не было времени на популяризацию домры, он был с головой погружен в разбор последствий эпохи Смутного времени.
Но зато другой царь, Алексей Михайлович Романов сыграл «злую шутку» в истории домры. Поскольку в то время Церковь в России имела весомый авторитет, она считала «скоморошьи потехи» ни чем иным, как греховным проявлением и дьявольщиной. Под давлением церковных верхушек царь Алексей Михайлович стал наказывать всех тех, кто пытался играть на народных инструментах. Сначала в качестве наказания давался штраф, а потом и вовсе стали бить батогами. Конечно, от таких суровых мер наказания, размах народных праздников значительно сузился, но не искоренился.
Но, пожалуй, самым мощным ударом по судьбе народного музыкального искусства было влияние патриарха Никона. Он выступал против всяческих проявлений суеверия и язычества, с целью повысить авторитет Русской православной церкви. Так, в 1648 году специально был издан указ «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий», который подписал царь Алексей Михайлович. Суть этого указа состояла в том, что если где появятся домры и другие «бесовские» инструменты, их непременно нужно изымать и сжигать, а их обладателей арестовывать, бить или ссылать. Поскольку данный указ добросовестно исполнялся по всей Руси, это привело к тому, что в последствие голос домры не был услышан еще два столетия.
Лишь в XIX веке русская музыка вновь стала самобытной, она вновь стала включать исконно народные мотивы. Прославился в это время известный в России виртуоз-балалаечник Василий Андреев. Мечтой всей его жизни было – восстановить все музыкальные инструменты, на которых играл народ Государства Московского. Андреев хотел создать подлинный оркестр русских народных инструментов. С этой целью, вместе с группой единомышленников, он принялся искать исчезнувшие в XVII веке инструменты по всей России.
Весной 1896 года в город Котельнич приехала коллега Андреева А.А. Мартынова и купила у местного крестьянина «вятскую балалайку» (так в то время называли домру). Затем Мартынова привезла этот инструмент в Петербург и показала его Василию Андрееву. Увидев инструмент, он пришел в полный восторг и по этому образцу он воссоздал настоящую древнерусскую домру! Так, небольшой Вятский городок Котельнич сыграл важнейшую роль в развитии мировой народной музыки. Поэтому сегодня мы вправе считать домру истинно Вятским инструментом.