Чарльз Диккенс — один из самых знаменитых англоязычных романистов, прославленный создатель ярких комических характеров и социальный критик. Он был превращён в настоящего идола английской литературы. Его имя стало называться рядом с именем Шекспира, его популярность в Англии 1880-1890-х годах затмила славу Байрона.
Биография
Чарльз Джон Хаффем Диккенс – писатель-романист родился 7 февраля 1812 года в пригороде Портсмута — Лэндпорте. Он был вторым ребёнком из восьми детей Джона Диккенса и Элизабет Диккенс, урождённой Барроу. Отец служил чиновником на военно-морской базе Королевского флота, в январе 1815 был переведён в Лондон, а в апреле 1817 года семья переехала в Чатем. Здесь Чарльз учился в школе баптистского пастора Уильяма Жиля, даже когда семья вновь переехала в Лондон. Жизнь в столице, не по средствам, привела его отца в долговую тюрьму. Старшая сестра продолжала учиться в Королевской музыкальной академии, а Чарльз работал на фабрике по производству ваксы Уоррена, где получал шесть шиллингов в неделю. Спустя несколько месяцев, после смерти бабушки по отцовской линии, Джон Диккенс, благодаря полученному наследству, был освобождён из тюрьмы, получил пенсию в адмиралтействе и место парламентского репортёра в одной из газет. Однако, по настоянию матери, Чарльз был оставлен на фабрике, что повлияло на его отношение к женщинам в последующей жизни. В мае 1827 года Чарльз был принят в адвокатскую контору «Эллис и Блэкмор» младшим клерком, на 13 шиллингов в неделю. Изучив стенографию по системе Т. Гарнье, Чарльз стал работать свободным репортёром вместе со своим дальним родственником Томасом Чарлтоном. В 1830 году Чарльз был приглашён в «Morning Chronicle». В этом же году Чарльз Диккенс встретил свою первую любовь, Марию Биднелл — дочь директора банка.
Творчество
Первые нравоописательные очерки Диккенса, которые он назвал «Очерками Боза», были напечатаны в 1836 году. Это была, в некоторой степени, беллетристическая декларация интересов разоряющейся мелкой буржуазии. Психологические зарисовки, портреты лондонцев, как и все диккенсовские романы, также сначала выходили в газетном варианте и уже принесли молодому автору достаточно славы.
Головокружительный успех ожидал Диккенса в этом же году по мере выхода в свет глав его «Посмертных записок Пиквикского клуба». В этом романе он рисует старую Англию с самых различных её сторон, восхищаясь её добродушием и обилием живых и симпатичных черт, присущих лучшим представителям английской мелкой буржуазии.
Двумя годами позднее Диккенс выступил с «Оливером Твистом» и «Николасом Никльби». Роман вызвал широкий общественный резонанс. После его выхода прошел ряд скандальных разбирательств в работных домах Лондона, которые были полутюремными заведениями, где нещадно использовался детский труд. Слава Диккенса росла стремительно. Своего союзника видели в нём и либералы, поскольку они защищали свободу, и консерваторы, которые указывали на жестокость новых общественных взаимоотношений.
После путешествия в Америку, где публика встретила Диккенса с не меньшим энтузиазмом, чем англичане, он пишет своего «Мартина Чезлвита». Кроме незабываемых образов Пекснифа и миссис Гамп, роман этот замечателен пародией на американцев. Роман вызвал бурные протесты со стороны заокеанской публики. В 1843 году вышла «Рождественская песнь», за которой последовали «Колокола», «Сверчок на печи», «Битва жизни», «Одержимый».
В это же время Диккенс стал главным редактором газеты «Daily News», где часто выражает свои социально-политические взгляды.
Один из лучших его романов — «Торговый дом «Домби и сын». Бесконечная вереница фигур и жизненных положений в этом произведении изумляет. Немного романов в мировой литературе, которые по богатству красок и разнообразию тона могут быть поставлены в один ряд с «Домби и Сыном», не считая некоторых позднейших произведений самого Диккенса.
Ещё более ослаблен юмор в следующем крупнейшем произведении Диккенса — «Дэвид Копперфильд». Роман этот в значительной мере автобиографичен. Тема его серьезна и тщательно продумана. Дух восхваления старых устоев морали и семьи, дух протеста против новой капиталистической Англии громко звучит и здесь.
В 1850-е годы Диккенс достиг зенита славы. Он был баловнем судьбы — прославленным писателем, властителем дум и обеспеченным человеком, — словом, личностью, для которой судьба не поскупилась на дары. За этой внешностью, в которой было столько позёрства и нервности, таилась большая трагедия.
Потребности членов семьи Диккенса превышали его доходы. Он не только перетруждал свой богатый и плодотворный мозг, заставляя его чрезмерно работать творчески, но, будучи необыкновенно блестящим чтецом, он старался зарабатывать приличные гонорары лекциями и чтением отрывков из своих романов. Впечатление от этого чисто актёрского чтения было всегда колоссальным. Зарабатывая, он доводил себя до изнеможения.
Меланхолией и безысходностью проникнут и социальный роман Диккенса «Тяжёлые времена». Роман этот явился ощутимым литературно-художественным ударом, нанесенным по капитализму XIX века с его идеей неудержимого промышленного прогресса.
Конец литературной деятельности Диккенса ознаменовался ещё целым рядом значительных произведений. За романом «Крошка Доррит» последовал исторический роман «Повесть о двух городах», посвящённый французской революции. К этому же времени относятся «Большие надежды». Герой его — Пип — мечется между стремлением сохранить мелкотравчатый мещанский уют, остаться верным своему середняцкому положению и стремлением вверх к блеску, роскоши и богатству.
Новых художественных высот достигает Диккенс в своей лебединой песне — в большом многоплановом полотне, романе «Наш общий друг». В этом произведении угадывается желание Диккенса отдохнуть от напряжённых социальных тем. В этом последнем завершенном произведении Диккенс продемонстрировал все силы своего юмора, заслоняясь чудесными, весёлыми, симпатичными образами этой идиллии от овладевавших им невеселых мыслей.
По-видимому, мрачные размышления должны были вновь найти выход в детективном романе Диккенса «Тайна Эдвина Друда». С самого начала романа просматривается изменение творческой манеры Диккенса — его стремление поразить читателя увлекательным сюжетом, погрузить его в атмосферу тайны и неопределенности. Удалось бы ему это в полной мере — остается неясным, так как произведение осталось незаконченным.
Личная жизнь
2 апреля 1836 году Чарльз женился на Кэтрин Томсон Хогарт, старшей дочери его приятеля, журналиста Джорджа Хогарта. Кэтрин была верной женой и родила ему 10 детей: 7 сыновей и три дочери. Но семейная жизнь Диккенса сложилась не вполне удачно. Размолвки с женой, страх за болезненных детей делали семью для Диккенса источником постоянных забот и мучений.
В 1857 году Чарльз встретил 18-летнюю актрису Эллен Тернан и сразу влюбился. Их роман продлился до смерти писателя. 9 июня 1870 года пятидесятивосьмилетний Чарльз Диккенс, изнурённый колоссальным трудом, довольно беспорядочной жизнью и множеством неприятностей, скончался от инсульта в своём доме Гэдсхилл Плэйс, находящемся в деревне Хайэм.