Как показали археологические исследования и музейные коллекции, найденные на территории Кировской области сосуды, датированные эпохой неолита, были достаточно крупными по размеру, округлой формы, с толстыми стенками и покрытые по всей поверхности гребенчатым орнаментом.
Собственно гончарное искусство впервые появилось на Вятской земле с приходом древних русичей, которые на рубеже XII-XIII веков познакомили местных жителей с навыками работы на гончарном круге. Следует заметить, что первая глиняная посуда не отличалась разнообразием. В основном изготавливались горшки да чаши небольших размеров с линейным и ленточным орнаментами.
Городские мастера гончарного дела для приготовления глиняного теста использовали наиболее мягкие варианты примесей, производили тщательную формовку на круге, где глиняные изделия приобретали более тонкие стенки. Благодаря появлению быстро вращающегося гончарного круга, на изделиях стали появляться первые линейные и ленточные орнаменты. Вятские мастера ставили на своих изделиях особые клейма, которые являлись свидетельством о переходе мастеров гончарного дела к мелкотоварному производству. По форме и по качеству глиняного теста все изделия можно различать по территориальному признаку.
На территории Средней Вятки глиняные горшки имели короткую шейку и достаточно широкую верхнюю часть тулова. Обычно эти изделия изготавливались из глиняного теста с песочной примесью, а затем проходили хорошую обжарку. В регионах, где Кировская область граничит с Вологодской и Архангельской областями, была распространена чашевидная керамическая посуда. В Афанасьевском районе глиняную посуду изготавливали методом ленточного налепа, а в глину добавляли раковину и органику.
Вятские гончары делали самые необходимые в быту крестьянина предметы: горшки, кринки для молока, сметаны и сливок, масленки, миски, плошки, подойники, тарелки, мерники, рукомойники, корчаги для смолы и другие предметы. Поскольку в сельской местности главным занятием крестьян являлось сельское хозяйство, гончары занимались своей работой в весенне-осенний и зимний периоды. В течение суток мастер мог изготовить от десяти до тридцати горшков, которые затем продавал на рынке стоимостью от 2 до 30 копеек за штуку.
Основным материалом для мастеров служила красная глина. Конечно, особой красотой подобные изделия не отличались, зато были удобными и практичными в использовании, а также достаточно недорогими.
Изготовление гончарной посуды проходило в несколько этапов. Сначала мастер отбирал и тщательно подготавливал глиняную массу, затем ее месили в корыте руками и ногами. Когда глина была готова, мастера делали различные предметы обихода на гончарном круге и одновременно их декорировали. Чем больше элементов декорации использовалось, тем выше была стоимость изделия при продаже. По окончанию этой работы изделия сначала сушили, а затем обжигали прямо в избе, в русской печи или специальной печи на улице, которая называлась горн.
Больше всего крестьянину приходилась по душе лаковая посуда. Блестящий эффект обычно достигался двумя основными способами – путем муравления и глазурования. Для того, чтобы получить глазурованную посуду различных цветов, мастер гончарного дела применял опилки и металлические порошки. Так, чтобы получить изделие красного цвета, мастер добавлял свинец и окалину, для достижения белого окраса использовался свинец на белой глиняной поверхности, а для получения зеленого цвета – медную окалину.
Судьба Вятского гончарного промысла была идентична большинству народных промыслов того времени. Он пережил как расцвет, так упадок и забвение. С расцветом и развитием русских городов, с повышением уровня технического прогресса, крестьянский уклад жизни постепенно искоренялся. В глиняных изделиях теперь уже не было необходимости, более того, появились жалобы на их качество. Возникла жесткая конкуренция с появившейся на рынке дешевой фарфоровой и фаянсовой посудой. Так, постепенно гончары перестали заниматься изготовлением глиняной посуды и переключились на кладку печей и производство кирпичей. В начале XX века мастерами-энтузиастами были предприняты попытки возрождения старинных русских традиций гончарного дела, но общую ситуацию изменить не удалось, промысел продолжал постепенно угасать.
Лишь в начале 90-х годов прошлого века гончарный промысел стал постепенно возрождаться благодаря Кирово-Чепецкой компании «Комтех». Лучшим гончаром этого предприятия является Владимир Александрович Суворов. Кажется, что мастерство этого человека не знает предела, он в совершенстве владеет техникой рельефного декорирования керамики. Заслугой Владимира Суворова является и то, что мастер, болея душой за судьбу гончарного промысла, передает свои знания молодым художникам-керамистам. Его работы неоднократно были представлены на всероссийских выставках, а также в музейных экспозициях. В 2007 году Владимиру Суворову было присвоено звание мастера народных художественных промыслов Кировской области.
Заслуживает почета и творчество другого Кирово-Чепецкого мастера, также сотрудника компании «Комтех», Александра Витальевича Хардина. В процессе декорирования глиняных изделий он использует технику гравировки по керамике, что, по своей сути, является древнерусским вариантом украшения гончарных изделий.
За последние годы в городе Кирове образовалась группа молодых талантливых художников-профессионалов, каждый из которых пробует себя в авторской керамике. Пытаясь найти новые темы и образцы для своих авторских произведений, они обращаются к разным эпохам и культурам. Интересно, что молодые мастера не используют в процессе создания изделий гончарный круг, они лепят их вручную, экспериментируя с приемами лепного декора и глазурью, а также изучают технологию изразца.
Нужно заметить, что творчество этих мастеров вызвало неподдельный и живой интерес современников, которые делают первые попытки взять в руки глину и слепить свое первое изделие. Так, постепенно традиции гончарства возрождаются на Вятской земле.