Леонид Гайдай – советский кинематографист, сценарист и актер. Народный артист РСФСР, создатель бессмертных шедевров «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука» и многих других.
Детство и юность
Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года на Дальнем Востоке – в городке Свободный Амурской области. Его отец Иов Гайдай был сослан сюда за ведение революционной деятельности. После окончания срока ссылки, Гайдай-старший решил остаться в Свободном и устроился рабочим на железную дорогу. Вскоре к нему переехала невеста Мария и молодые люди поженились. В браке родилось трое детей: сын Саша, дочь Августа и Леня. После появления Леонида семейство перебралось в Иркутск, где маленький Гайдай пошел в первый класс.
Мальчик обожал читать книги, но при этом он часто попадал в эпицентр драк со сверстниками и любил задирать девчонок. В школьные годы Леня был членом кружка художественной самодеятельности при местном ДК. Вместе с коллективом в качестве балалаечника он объездил всю Восточную Сибирь. Гайдай увлекался творчеством Владимира Маяковского и Михаила Зощенко, а с их произведениями даже успешно выступал на литературных конкурсах.
К началу Великой Отечественной войны будущий кинематографист был уже выпускником школы. Как вспоминал сам мэтр, известие о нападении фашистов он и его ровесники приняли с воодушевлением – все мальчишки рвались на фронт, чтобы уничтожать врага. Однако, на тот момент Гайдай и его друзья еще немного не дотягивали до призывного возраста.
Юноша стал ожидать призыва, устроившись в Иркутский драмтеатр им. Охлопкова разнорабочим. Сюда в те годы был эвакуирован Московский театр сатиры. Ему позволялось свободно посещать все спектакли театра, которые он вскоре выучил на зубок.
Вначале 1942-го года Леонида Гайдая призвали в армию и отправили служить на территорию Монголии. Его главной задачей был уход за армейскими лошадьми: он кормил их, объезжал, готовил на фронт. Парень окончил полковое училище, после чего был переведен в Московскую область сражаться на Калининском фронте.
В декабре 1942 года Леонид участвовал в военной операции под Великими Луками. Уже в конце года молодого бойца удостоили награды «За боевые заслуги» и назначили командовать отделением. Военного руководство службой Гайдая было довольно – команды он отдавал четко, среди бойцов пользовался уважением.
Работа в драмтеатре и ВГИК
Во время выполнения разведывательного задания в 1943 году Леонид подорвался на вражеской мине. В госпиталях он провел более полугода, и все это время передвигался на костылях. Ему дали инвалидность и в начале 1944 года комиссовали в Иркутск.
Вернувшись домой, будущий режиссер поступил в студию актерского мастерства при местном театре. Проработав в сибирском театре два года, Гайдай решил отправиться в столицу, чтобы стать студентом театрального института. ВГИК принял его с распростертыми объятиями.
У Гайдая была привычка – он любил подшучивать над однокурсниками и учителями. Не все понимали юмор, поэтому студента отчислили после первой же сессии. Однако, Леониду удалось восстановиться, и совсем скоро он попал на обучение к Григорию Александрову.
Кинематограф
На киностудию «Мосфильм» молодой человек попал благодаря именитому режиссеру Ивану Пырьеву. Там родилась его дебютная картина «Долгий путь», основой для сценария которой стали рассказы В. Г. Короленко. Фильм показали Михаилу Ромму, который очень заинтересовался талантом начинающего режиссера. В тот период Ромм добился разрешения открыть на территории «Мосфильма» свою студию, куда он и пригласил работать Гайдая. Было решено снимать комедию, и Леонид немедля приступил к творческому процессу. В 1958 году на экраны вышла комедийная лента «Жених с того света». Картина высмеивала бюрократию, которой обросли советские номенклатурные работники. Это не понравилось «большим людям», которые распорядились подвергнуть ленту жесткой цензуре. В итоге из отснятых полутора часов осталось всего 47 минут, а остальные сцены были безжалостно вырезаны.
В 1960 году появилась картина «Трижды воскресший» — экранизация произведения «Пароход зовут Орленок» писателя Александра Галича. Это был настоящий кинематографический провал. После такой серьезной неудачи режиссер на некоторое время покинул Москву и отправился к родителям в Сибирь.
Однажды, читая старый номер «Правды», Леонид Иович наткнулся на фельетон «Пес Барбос», написанный Степаном Олейником. Тут же пришла в голову мысль экранизировать это произведение, и Гайдай принялся писать сценарий. Тогда же родились Трус, Балбес и Бывалый, которых на экране представили Г. Вицин, Ю. Никулин и Е. Моргунов. Это была короткометражка – лента «Пес Барбос и необыкновенный кросс» длилась всего 10 минут.
Коротенькую ленту впервые продемонстрировали в 1961 году на Московском кинофестивале. Благодаря «Псу Барбосу» режиссер стал знаменитым не только в СССР, но и за рубежом: картина была переведена на несколько языков и удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля.
Успех воодушевил автора, и он решил снять продолжение фильма с теми же героями – «Самогонщики». Работа вошла в «Сборник комедийных фильмов», созданный на киностудии «Мосфильм».
Новым проектом режиссера стала картина «Деловые люди» — экранизация новелл О. Генри. Сюжет объединил три самостоятельных рассказа писателя: «Дороги, которые мы выбираем», «Родственные души» и «Вождь краснокожих». В 1962 году фильм был признан одним из самых популярных: количество его просмотров перевалило за 20 миллионов зрителей.
Гайдай решил снимать комедийный фильм со злободневным сюжетом, героями которого станут обычные советские люди. Подходящий сценарий режиссер отыскал у авторов Костюковского и Слободского, которые назвали свое произведение «Несерьезные истории». Вместе со сценаристами Гайдай переделал сюжет, добавив третий рассказ, в котором вновь появились персонажи его короткометражных фильмов Трус, Балбес и Бывалый. Съемки продолжались девять месяцев, и за это время неоднократно менялся как сценарий, так и имя главного героя. Изначально интеллигентный студент был Владиком, но в экранной версии зрители увидели уже Шурика.
Режиссер решил дать актерам карт-бланш: были разрешены импровизации, собственные шутки. Заучивать роли слово в слово Гайдай не требовал. Фильм, появившийся на экранах страны летом 1965 года, обрел название «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». В первый же год проката картину посмотрели порядка семидесяти миллионов зрителей, она была удостоена «Серебряного дракона Вавеля» на международном фестивале кино в Кракове.
Леонид Иович так увлекся приключениями Шурика, что решил не останавливаться и снять продолжение. В фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» зрители в последний раз увидели Труса, Балбеса и Бывалого. По задумке автора, «Кавказская пленница» должна была стать зрелищным фильмом, наполненным динамикой и яркими трюками. К музыкальному сопровождению режиссер отнесся с особым вниманием: в итоге зрители получили не только захватывающий фильм, но и настоящие хиты того времени. В их число вошла знаменитый шлягер поэта Леонида Дербенева и композитора Арно Бабаджаняна «Песенка о медведях», которую многие жители нашей страны знают наизусть.
«Кавказская пленница» была готова к прокату уже осенью 1966-го, но чиновники не спешили ее одобрять. Худсовет «Мосфильма» жестко раскритиковал комедию, назвав ее невыразительной и небрежно снятой. И только в начале 1967-го картина наконец увидела свет. Советские зрители были в восторге от нового фильма: билеты в кинотеатры раскупались мгновенно.
Соавторами Гайдая по сценарию для «Бриллиантовой руки» вновь стали Слободской и Костюковский. Главная роль в картине досталась Юрию Никулину, а его коллегами по съемкам стали Андрей Миронов, Нина Гребешкова, Нонна Мордюкова и Анатолий Папанов. В прокат фильм поступил весной 1969-го, и вновь его ждал ошеломительный успех. Через год Юрия Никулина и Леонида Гайдая наградили Государственной премией РСФСР за вклад в создание популярной кинокомедии.
Был момент, когда Леонид Иович собирался разнообразить свой репертуар и начать снимать немного другое кино. На помощь пришел Георгий Данелия, которому, как оказалось, уже одобрили съемки «Двенадцати стульев». Он предложил коллеге взяться за эту работу вместо него. Так режиссером картины стал Леонид Гайдай.
С самого начала возникла масса трудностей, одна из которых – подбор актеров. Легендарного сына лейтенанта Шмидта пожелали играть 22 претендента, среди которых были Евгений Евстигнеев, Никита Михалков и Владимир Высоцкий. Но роль проходимца Бендера режиссер выбрал малоизвестного артиста из Грузии Арчила Гомиашвили. Премьера фильма состоялась в 1971 году.
По популярности лента заметно уступала предыдущим работам Гайдая, но все же она стала одним из лидеров проката. Картина «Двенадцать стульев» получила специальные премии на кинофестивалях в Сорренто и Тбилиси.
Далее режиссер занялся работой над новым проектом по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич». В центре сюжета – рядовой советский инженер, которому удалось создать машину времени. Леонид Иович долго не мог собрать актерский состав: многие не решались соглашаться на съемки, боясь попасть в опалу из-за юмора в адрес Ивана Грозного. Фильм стал еще одной яркой работой Гайдая, после выхода которой он был удостоен звания народного артиста РСФСР. Об этой награде режиссер узнал во время съемочного процесса фильма «Не может быть!», который появился на экранах в 1975 году.
Не все работы автора стали популярными у телезрителя. «Золотыми» стали кинокомедии, созданные им в период с 1965 по 1975 год. Последнюю из его картин «Инкогнито из Петербурга» ждал сокрушительный провал в прокате. Сам мастер объяснял неудачу действиями цензоров, которые самые лучшие сцены фильма отправили в мусорное ведро. А киноведы продолжали критиковать Гайдая, который перестал сотрудничать со Слободским и Костюковским, начав писать сценарии исключительно сам.
Личная жизнь
Свою единственную жену и спутницу на всю жизнь Нину Гребешкову Леонид Иович повстречал в далеком 1949-м, когда учился во ВГИКе. Девушка была его однокурсницей, поэтому они часто виделись на занятиях. После четырех лет романтических отношений пара официально расписалась в ЗАГСе.
Свадьба была скромной: в коммуналке собрались родственники и самые близкие друзья. Единственная дочь Оксана родилась в 1957 году. По словам Нины Павловны, режиссер активно занимался ее воспитанием, но никогда не ругал и не заставлял делать что-то против ее воли. В настоящее время дочь мастера работает экономистом в банке.
Этот брак продлился почти сорок лет, до самой смерти Гайдая. Кинорежиссер снял свою супругу в нескольких картинах, но главными ролями не баловал. Талантливую игру Нины Гребешковой можно увидеть в картинах «Спортлото-82», «Не может быть!» и «Бриллиантовая рука».
Последние годы жизни
В 1980 годы режиссер продолжил снимать кино, а так же начал сотрудничать с журналом «Фитиль» и создавать для него сюжеты. Он создал экранизацию повести «За спичками» финского писателя-революционера Майю Лассила и снял комедию «Спортлото-82». Эти картины стали последними яркими работами автора.
Появившиеся позже киноленты «Частный детектив, или операция «Кооперация» и «Опасно для жизни!» особого успеха не обрели – зрители и кинокритики остались к ним равнодушными. Нина Гребешкова писала, что муж всегда болезненно реагировал на это. Режиссер изучал афиши кинотеатров, пытаясь найти на них созданные им фильмы.
В конце 80-х за заслуги перед отечественным кинематографом Леонид Гайдай был удостоен звания народного артиста РСФСР.
В 90-х давно напоминавшие о себе проблемы с сердцем обострились, и здоровье Леонида Иовича резко ухудшилось. В тот сложный период «Мосфильм» почти не финансировал новые проекты, и режиссер был вынужден сидеть без работы.
Его последним проектом стал фильм «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Начавшиеся до распада Союза съемки велись в России и Соединенных Штатах, а закончились они в 1993 году. В год премьеры Гайдая госпитализировали в столичную клинику, где 19 ноября он скончался. Как известно из официального заключения, причиной стала тромбоэмболия лёгочной артерии. Знаменитый режиссер похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Гайдай был высоким, худощавым, носил очки – во многом режиссер был похож на придуманного им Шурика. Как вспоминал Юрий Никулин, мастер никогда не терял самообладания, даже в сложнейших ситуациях на съемках. Даже став знаменитым, он не «зазвездился» и не требовал к себе особого отношения.